Презентация собственных достижений учащихся

Кобыляцкая Лариса Николаевна

Учитель математики начальной школы, МБОУ СОШ №25, г. Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кобыляцкая Л.Н. Презентация  собственных достижений учащихся // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение 1-3


 

Презентация  собственных достижений учащихся (материал подготовлен на основе рекомендаций А.Б. Воронцова, кандидата педагогических наук, директора открытого института «Развивающее образование»)

Основная цель этапа проведения презентации собственных достижений учащихся - научить подводить итоги собственной учебной деятельности, выявлять свои достижения и грамотно представить их перед аудиторией.

На  этом  этапе  учащиеся на  учебных занятиях,  прежде всего, должны работать с теми учебными материалами, которые были созданы детьми в ходе учебного года.

Итогом этого этапа будет ряд документов, по которым  можно будет перейти на заключительную аналитическую фазу  учебного года (июнь месяц), в ходе которой педагогический коллектив сможет не только подвести итоги учебного года, но и сформулировать очередные задачи на следующий учебный год.

Рассмотрим основные действия данного этапа.

1) Восстановление «маршрута» движения по «карте знаний»

Одним из возможных средств организации работы контрольно-оценочных действий детей может быть работа с «картой знаний» по предмету (Приложение 1,2,3).    В ней схематически фиксируются основные предметные области курса.

С одной стороны, «карта» знаний является средством удержания для детей логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года, а с другой стороны, это место фиксации собственного пути движения каждого ребенка с указанием «мест открытий», «мест-ловушек (трудностей)», «мест-вопросов», «возвратных ходов» (возврат к материалу прошлых лет) и т.д. Поэтому имея подобную  «карту» в конце учебного года, учащиеся пробуют восстановить (в письменной  или устной форме) свой путь движения в учебном материале в течение года. Происходит совместный разбор сочинений и нанесение на карты разными цветами «мест» достижений и «мест» затруднений учащихся. Это первоначально делается на индивидуальных картах, а потом и на общей. После такой работы сразу становятся видны наиболее «рискованные» места движения класса, и, наоборот, места успеха класса.

Основное условие эффекта от работы с «картой» - ее системность и последовательность обращения к ней с сентября до мая.

Полученный навык работы по составлению и работе с «картой знаний» на переходном этапе образования будет необходим учащимся на последующих этапах образования. В средней школе предполагается разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старше – даже учение по индивидуальным планам.

2) Написание  рефлексивных сочинений и анкетирование учащихся

На этом этапе учитель может проявить фантазию и изобретательность и предложить детям разные по форме и содержанию виды работ, чтобы они могли продемонстрировать свое понимание изучаемого на протяжении года или нескольких лет материала. Помимо сочинений целесообразно проводить в конце года анкетирование учащихся. Вопросы анкеты могут быть, например, такими:

1) Что ты открыл для себя в этом году?

2) Чему тебя научили твои учителя в этом учебном году?

3) Какие трудности ты испытываешь на конец учебного года?

Подобные анкеты и сочинения дают богатый материал для анализа педагогической деятельности учителя.

3)  Подготовка «портфолио» класса (ученика) и представлений достижений класса как общности.

Заключительным этапом рефлексивной фазы учебного года является представление личных достижений учащихся и их оценка. На этом этапе выполняется два вида учебной работы - оформление окончательного варианта учебного «порфолио», подготовка к выступлениям учащихся и  публичное представление достижений учащихся класса в целом.

Учебный «портфолио», с нашей точки зрения, есть специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений  за определенный отрезок времени.

Целесообразно  выделить  три основные цели  такой формы работы:

1) Оценочная составляющая «портфолио» - смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцент с того, что младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл  в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что  способен ученик. Наличие такой формы  работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

2) «Инструментальная» составляющая «портфолио»- создание места для накопления  способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью  различных  «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных, практических задач.

3) Рефлексивная составляющая «портфолио»- создание места для  построения  «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся.

Таким образом, общая цель  такой  работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценки, формам  презентации своих достижений.

Для достижения  поставленных  целей можно использовать такую форму как  «Дневник» («Дневник нашего класса»(1-2 класс) и «Дневник моего роста» (3-5 класс), рассчитанный на  первые пять лет обучения).

Основные задачи, решаемые в ходе работы класса с дневником:

1)  на какие группы можно разделить все ваши материалы дневника и как эти группы назвать;

2)  восстановить  путь (маршрут) движения в учебном материале года через создания «рефлексивной карты» класса, написание рефлексивных сочинений;

3)  определить относительно персонального «старта» свои  достижения в отдельных  учебных  дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету;

4)  систематизировать по разным основаниям  материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах;

5)  подготовить персональный  материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.

В результате  коллективной  работы  над дневником к третьему классу он приобретает  свои разделы (оглавление), которые со временем могут и меняться:

  • я и мой  класс (рассказы о себе, семье, классе, фотографии, правила класса, о событиях и достижениях класса);
  • наш  путь и открытия  в стране знаний  (здесь размещаются детские открытия, «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения);
  • инструменты и полигон  их испытаний (в этой папке  размещаются, во-первых, все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году, во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался» данный инструмент с указанием результатов «испытаний»);
  • мои достижения в этом  учебном году (в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит сам  ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно различные награды дипломы, грамоты и т.п.)
  • взрослые обо мне  (в этом разделе размещаются разные качественные оценки педагогов (не только школы), родителей и т.п. о данном ребенке).

 

На протяжении всех оставшихся лет обучения школьники должны постоянно возвращаться к своим материалам, перекладывая их, объединяя, систематизируя их в зависимости от текущих задач года.

С нашей точки зрения, «портфолио» будет иметь эффект  только в том случае, если претерпят изменения и все остальные составляющие образовательного процесса в школе: и содержание (ориентированное на деятельность),  и способы организации учебного процесса (переход от классно-урочной системы к другим формам образования), и система  контрольно-оценочной деятельности, ориентированной на безотметочную систему оценивания.

Таким образом,  такая «форма оценивания»  детей как «портфолио» должна прежде всего носить в начальной школе обучающий характер, быть не «формой», а «инструментом» с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

Итак, подходы к созданию и оценки «портфолио» могут быть разными. Важно, что такая форма рефлексивной работы поможет школьникам научиться анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность при этом станет более осознанной. В такой работе повышается ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие могут принимать родители и другие взрослые, одноклассники.

Помимо работы над «портфолио» учащиеся в это время ведут совместную работу по подготовке итоговой презентации своих достижений на уровне класса: разрабатывается сценарий, оформляется кабинет, идет подготовка каждого фрагмента будущей презентации. Главное условие - каждый учащийся должен продемонстрировать свои личные достижения в том, в чем он чувствует себя уверенно.

 

4) Публичное представление личных достижений учащихся и класса

 Такое представление должно стать кульминационным моментом всего учебного года, поэтому дети готовятся к нему в течение продолжительного времени. Публичное представление достижений учащихся проходит в два этапа: презентация "Портфеля" ученика и презентация достижений всего класса.

а) Презентация   «портфолио»  может проходить  по- разному, в зависимости от класса (в первом-втором классах - выставка «портфолио» класса, в третьем-пятом   классах – представление «портфолио» учащихся на ученической конференции).

На ученической конференции ученик должен показать свое продвижение в выбранной им области знания, доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, одноклассников. Он должен показать, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной и творческой деятельности в данной области. На этом этапе целесообразно привлечь родителей, которые должны оценить работу своего сына или дочери, представленную в его «портфолио». Такая конференция может проходить в два дня, на ней присутствуют все учителя, родители, одноклассники, администрация школы и все желающие. Каждый учащийся делает свое небольшое сообщение и представляет свой «портфолио».

   б) Публичное представление достижений класса.  

В этот день учащиеся (по заранее разработанному сценарию) в разных формах и разными способами вновь публично демонстрируют то, чему они научились делать вместе. Такая форма демонстрации достижений класса характерна для начального образования (1-5 классы). По данной презентации можно судить о сформированности коллективного субъекта учебной деятельности, о формировании класса как особой учебно-социальной общности.

По «портфолио» каждого ученика и представлению достижений класса администрация школы и родители могут судить как о личных достижениях каждого ребенка, так и о месте и роли каждого учащегося в классном сообществе.

 

    Библиографический список:

  1. Цукерман Г.А.Оценка без отметки. - Москва - Рига.-1999.
  2. Воронцов А. Б., Высоцкая Е. В., Восторгова Елена Вадимовна Редактор: Вигдорчик Е. А., Чамаева Т. А. Издательство: Вита-Пресс, 2009 г.