ТЕРРЕНКУР - Туристический поход по территории детского сада "В поисках карты"

Бурдина Евгения Сергеевна, Юналиева Татьяна Александровна

Воспитатель, инструктор по ФК, МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Родничок", Волгоградская область, город Михайловка

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бурдина Е.С., Юналиева Т.А. ТЕРРЕНКУР - Туристический поход по территории детского сада "В поисках карты" // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


Совушка

Цели:

  1. Воспитание у детей ответственного отношения к своему здоровью, как главной ценности человеческой жизни.
  2. Воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде, умения следовать экологическим правилам.
  3. Расширение экологически ценных контактов с объектами живой и неживой природы.

Задачи:

  1. Развивать у детей выносливость и подготовку к длительным динамическим нагрузкам.
  2. Способствовать формированию у детей знаний, умений, навыков в ориентировке и топографии.
  3. Создание психологического настроя на новый вид деятельности.

Действующие лица:

  1. Дети средней группы (12-15 человек)
  2. Воспитатель(командир команды)
  3. Баба Яга
  4. Кикимора
  5. Робинзон
  6. Спасатель
  7. Инструктор по ФК

Оборудование:

Рюкзаки, карта, название остановок: «К Бабе Яге», «В гости к сказке», «Болото», «Служба спасения», «Остров Робинзона», «Поляна туристов», «Лабиринт».

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие – в ПОХОД! А вы знаете, что к походу люди готовятся заранее. Мы должны быть в хорошей спортивной форме, дружные, организованные, смелые. В нашей команде есть маленькие дети, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы никто не потерялся на нашей туристической тропинке.

А сейчас мы проверим, как вы умеете дружить с физкультурой:

проведем походную разминку:

  1. «Определим погоду» - поднести руку ко лбу и поворачиваемся то вправо, то влево.
  2. «Надеваем рюкзак» - круговые движения рук плеча вперед, назад.
  3. «Собери ветки для костра» - наклоны вправо-влево.
  4. «Завяжи кроссовки» - наклоны то к правой, то к левой ноге.
  5. «Перепрыгни через кочки» - вправо-назад-влево-вперед.
  6. «Идем в поход» - ходьба на месте.

- А теперь нам необходимо собрать рюкзак для похода! Подойдите посмотрите, что можно положить в рюкзак, чтобы отправиться в поход. (Дети рассматривают, обсуждают и собирают рюкзак).

- В нашем рюкзаке есть карта, но от нее у нас имеется только одна ее часть, остальные мы должны будем найти на остановках, где будет указано направление в какую сторону нам идти и что необходимо выполнить на каждой станции. На нашем пути нам встретятся герои сказок; мы будем отвечать на вопросы и отгадывать загадки. Только после этого мы сможем получить следующую часть карты. А теперь – В ДОБРЫЙ ПУТЬ! А закончится наш поход на поляне туриста.

Воспитатель:

А теперь давайте рассмотрим нашу часть карты: что на ней изображено? (дом на курьих ножках, Баба Яга). Значит, нам надо ее нейти. Как вы думаете, куда нам надо идти? Что нам указывает путь? (стрелочки)

Дети ползут через тоннель, перелазят через лестницу-стремянку, перепрыгивают через палочки, как кузнечики. Подходят к домику Бабы Яги.

Баба Яга:

- Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

- Нас привела в гости карта. На ней обозначен твой дом «На курьих ножках». А чтобы нам идти дальше, ты должна отдать следующую часть карты.

Баба Яга:

- Хорошо, я вам его отдам, только сначала ответьте мне на несколько вопросов:

  • Назовите животных, которые залегают в зимнюю спячку (медведь, еж).
  • Назовите самое длинношеее животное (жираф).
  • Какая птица плавает, но не летает? (пингвин).
  • Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод).
  • Назовите самого хитрого зверька, который встречается во многих русских народных сказках (лиса).
  • Назовите птиц, которые служили в сказке Бебе Яге (гуси-лебеди).
  • Назовите животное, которое может устроить носом фонтан из воды? (слон).
  • Какая птица поет красивее других? (соловей)

Баба Яга отдает часть карты.

 

От Бабы Яги по площадке средней группы дети продвигаются в гости к Кикиморе (на болото).

Воспитатель:

Посмотрите, впереди нас болото, здесь нельзя наступать на землю – засосет болото.

(игра «С кочки на кочку»)

В конце болота детей встречает Кикимора.

Кикимора:

- Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

- Нас привела к тебе карта, на ней было нарисовано болото. Мы отправились в поход и нам нужна следующая часть карты.

Кикимора:

- Вам нужна карта? А я думала вы со мной здесь останетесь, мне тут одной очень скучно. Ну ладно, отдам вам карту, только вы со мной сначала должны поиграть, согласны?

Дети:

-Да!

Игра «Лягушки и цапли»

Кикимора отдает следующую часть карты.

Дети приходят на участок старшей группы «Служба спасения»

На площадке установлены скамейки, детям показывается сказка по пожарной по мотивам русской народной сказки «Теремок».

«Приезжайте в теремок, потушите огонек!»

 

ЦЕЛЬ: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

                                                     (Звучит русская народная мелодия « Ах вы сени»)

РАССКАЗЧИК:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок…

Каждый знает сказку эту,

Разошлась она по свету.

Только скажем по секрету:

Смысл другой у сказки этой.

Равнодушных  не оставит,

Призадуматься заставит….

 

Сказка «Теремок»

 

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

В нем живем мы впятером, впятером,

И танцуем и поем, и поем.

Мышка белая крупу переберет,   (мышь перебирает крупу)

А лягушка воду с речки принесет, (лягушка приносит ведерки)

Печку вам затопит заинька-дружок, (заяц колит дрова)

Ну а белочка ватрушек напечет!  (белка показывает разнос)

А где же ёжик?  (голос за кадром)

Ёжик!!!  (все звери зовут, выбегает ёжик)

Ёжик двор ваш подметет!  (прибегает ёжик и кричит)

Стоит в поле теремок, теремок, (все поют)

Он не низок, не высок, не высок.

В нем живем мы впятером, впятером,

И танцуем и поем, и поем!

 

( После песни все звери занимаются своими делами. Лягушка плещется в воде, ежик подметает пол, заяц колет дрова, белка стряпает ватрушки, а мышка ходит по дому туда-сюда. В это время ведущий произносит свои слова. На фоне звучит музыка «Ах, вы сени»)

 

РАССКАЗЧИК:

Вот, живут они, не тужат,

И, представьте, крепко дружат!!!

Как-то вечером, в домишке

Не нашлось работы мышке. (Мышка пожимает плечами)

Чтоб без дела не сидеть,

Затопить решила печь. (В это время все звери садятся на лавочку)

Мышка к печке подошла,

Спички быстро там нашла.

 

МЫШКА:

Какая милая игрушка (рассматривает коробок со спичками)

РАССКАЗЧИК:

Сказала белая норушка.

Чтоб её спасти от бед,

Дали звери ей совет.

 

БЕЛКА:

Осторожно мышь-норушка,

Спички детям не игрушка!!!

Спичками нельзя играть,

Надо безопасность соблюдать.

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек может дом целый сжечь!

Угольки хоть невелички,

Но опасны, как и спички!

 

ЛЯГУШКА:
Если вдруг беда случилась,

В комнате твоей огонь!

Не теряйся никогда –

Рядом быть должна вода.

(ведерко с надписью «вода»)

 

ЁЖИК:

Если нет воды, дружок,

Значит, может быть, песок. (Ведерко с надписью «песок»)

 

ЗАЯЦ:

В рубашке ярко-красной,

В работе, безопасный

Огнетушитель тоже

В борьбе с огнем поможет. (Вручает огнетушитель)

 

МЫШКА:

А если это не спасет?

Огонь весь теремок сюжет? И что же делать? Всюду дым…

ВСЕ:

Вызывайте 01!!!

 

МЫШКА:

Надо срочно позвонить,

И пожарным сообщить: (берет телефон)

Приезжайте в теремок,

Потушите огонек!

Наша улица Лесная

Здесь она одна такая! (кладет трубку)

И пожарные приедут,

Потушить огонь сумеют.

 

ЁЖИК:

И я хочу пожарным стать,

Во всем и помогать,

Вот только надо подрасти,

И школу мудрости пройти.

 

Ситуативный разговор по правилам личной безопасности.

 

Воспитатель:

- За правильные ответы мы получаем следующую часть карты, которая нас ведет на остров Робинзона.

 

Команда идет на участок младшей группы. Там их встречает Робинзон.

 

Робинзон:

- Меня зовут Робинзон, я моряк, который попал в кораблекрушение. Я очень долго прожил один на необитаемом острове. И так рад увидеть столько замечательных ребят! Ребята, а вы знаете, как себя вести около воды, чтобы не случилось беды?

  1. Одному к реке или озеру не ходить, только со взрослыми.
  2. В воде не толкаться, не кричать «Помогите!», если этого не требуется.
  3. Не прыгать в воду, если не знаешь дна под водой, иначе можно удариться или зацепиться за подводные коряги и не выплыть из воды.
  4. На солнышке всегда ходить в панамке, как я! Иначе голову напечет и случится тепловой или солнечный удар.

- Ребята, а вы умеете танцевать? Давайте вместе станцуем танец Робинзонов! (под муз.«Робинзон» дети танцуют по показу).

 

В конце Робинзон отдает детям часть карты.

Воспитатель:

- Наш поход продолжается, и мы с вами попадаем на свою площадку. А кто это у нас здесь поселился? (чучело Подсолнуха). Посмотрите, что это у нас за стенд на площадке? Здесь какие-то знаки. Я, кажется, поняла: это Подсолнушек принес нам правила поведения в лесу! Давайте их назовем.

Дети рассматривают знаки и называют правила поведения в лесу.

Воспитатель:

- Ребята, а вы помните, что мы сажали в наши клумбы? В одной у нас посажены цветы-первоцветы (ландыши, крокусы, пролески), а в другую мы сажали лекарственные растения (календула, чистотел и эхинацея, мята и ромашка). А почему они называются лекарственными?

Дети:

- Из них делают лекарство, ими лечатся.

Воспитатель:

- Давайте и мы с вами наберемся здоровья и сделаем дыхательную гимнастику.

  1. «Крылья»

Крылья вместо рук у нас

И летим мы – высший класс!

И.П. – ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 – руки через стороны поднять вверх - вдох ;

2 – опустить руки вниз со словом «вниз» (выдох.)

  1. «Поднимемся на носочки»

Хорошо нам наверху,

Как же вы без нас внизу?

1 – подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох)

2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки опустить вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

  1. «Покачивание»

Покачаемся слегка,

Ведь под нами облака.

И.П. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – наклон вправо «кач» (вдох)

2 – наклон влево «кач» (выдох)

 

  1. «Поворот»

надо посмотреть вокруг –

рядом ли летит мой друг?

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 – повернуться вправо (вдох)

2 – И.П.(выдох)

3 – повернуться влево (вдох)

4 – И.П. (выдох)

  1. «Хлопок»

Солнце мы хлопком все встретим,

Так полет мы свой отметим!

И.П. – ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 – поднять руки вверх (вдох),

2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)

3 – развести руки в стороны (вдох)

4 – опустить руки вниз (выдох).

  1. «Приземление»

Приземлиться нам пора,

Завтра в сад нам, детвора.

И.П. – ноги на ширине плеч, руки в замок внизу.

1 – руки поднять вверх (вдох)

2 – наклон вперед с одновременным опусканием рук и произнесением звука «ух» (выдох)

Воспитатель:

-Вот мы с вами и вспомнили правила поведения в лесу, набрались здоровья и получили еще одну часть карты. Отправляемся дальше в путь! Нас ждет спортивная площадка.

 

Инструктор по ФК:

- Здравствуйте, ребята! Ребята, терренкур – это название вашего похода, а также это лечебная ходьба. Большее расстояние похода вы уже прошли, и это значит, что вы большие молодцы! Вот следующая остановка. Вы у меня в гостях. Я предлагаю вам поиграть в игру «Аистенок», которая помогает развивать координацию движений, укреплять мышцы позвоночника и мышцы ног.

 

Проводится  игра «Аистенок»:

И.П. – о.с.: встать прямо, правую ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в И.П.

Повторить упражнение с другой ногой.

 

- А теперь еще одно упражнение «Все спортом занимаются»

Скачет лягушонок – руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках малый массажный мяч

Ква-ква-ква! – сжимать и разжимать массажный мяч

Плавает утенок – имитировать плавание

Кря-кря-кря! – сжимать и разжимать массажный мяч

Все вокруг стараются – одна рука вверх, другая – вниз

Спортом занимаются – менять положение рук

Маленький бельчонок – прыжки вверх

Скок-скок-скок! – прыжки на месте вперед-назад

С веточки на веточку – одна рука вверх, другая вниз

Прыг-скок, прыг-скок! – менять положение рук

Все вокруг стараются,

Спортом занимаются! – повторять 2-3 раза

- А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные.

 

                  Игра «Слушай внимательно!»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора.

1 свисток – прыжки на 2 ногах;

2 свистка – остановка;

3 свистка – ходьба в приседе.

 

- Ребята, какие вы молодцы! Но я не могу пока отпустить вас дальше в поход. Вам ведь нужна еще одна часть карты? Ее нужно найти.(движение по стрелкам, карта спрятана в шарике).

 

Дальше дети идут на Поляну туристов, ходьба по дорожке здоровья босиком, ходьба по дну бассейна, далее вышли на полянку, на которой разложены одеяла, на которые садятся дети и пьют сок.

Воспитатель:

- Вот и подошел к концу наш поход. Мы с вами пришли на Поляну Туристов. Устали?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

- Давайте теперь с вами разуемся и дальше пойдем босиком по лечебной дорожке, помоем ножки в пруду и отдохнем на привале.

Когда дети попили сок, спросить, что нужно сделать с коробочками сока (выбросить в мусорный пакет и забрать с собой)

Итог:

  1. Кого мы сегодня встретили в походе?
  2. На какой остановке понравилось больше всего?
  3. А что же самое ценное мы нашли с вами в нашем походе?