Создание электронного альбома психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

Штыкова Наталья Валерьевна

Учитель-логопед, МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 31 "Алые паруса", г. Подольск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Штыкова Н.В. Создание электронного альбома психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 25.04.2024 ).


ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия статьи "Создание электронного альбома психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста"


Аннотация

В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы и приёмы, используемые при реализации данной работы, раскрыты условия и критерии её эффективности.

 

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Основные недостатки методик для качественного обследования детей с нарушениями речи

2.2. Компоненты речевой системы

2.3. Основные блоки электронного альбома

2.4. Исследование связной речи

2.5. Исследования звукопроизношения

2.6. Исследование фонематического восприятия

2.7. Исследование лексического запаса

2.8. Исследование грамматического строя речи

2.9. Результаты обследования

3. Заключение

4. Список литературы 

 

Введение

Одной из насущных проблем в работе учителя - логопеда является проблема нехватки рабочего времени. Количество детей в логогруппе и на логопункте больше нормы. Работа логопеда расписана по минутам. В начале учебного года на диагностику детей отводится 2 недели рабочего времени. За это время нужно качественно обследовать всех детей детского сада, поставить правильные логопедические диагнозы, для того, чтобы затем оказать максимальную помощь каждому ребенку.

В век информационных технологий использование компьютера при диагностике уровня речевого развития дошкольников расширяет возможности в работе учителя – логопеда и позволяет получить результат в более короткие сроки.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью оптимизировать систему диагностических средств речевого развития, с одной стороны, и недостаточностью инновационных технологий и материально-технических средств, с другой.

Новизной представленной работы является:

- разработка и апробация диагностического инструментария в виде создания электронного альбома психолого-логопедического обследования;

- обработка полученных результатов с помощью компьютерной программы Microsoft Offic.

Практическая значимость

Данный материал будет полезен и практически значим учителям-логопедам, дефектологам, студентам дефектологических факультетов, и предлагает педагогам решение для оптимизации использования своего рабочего времени при проведении диагностики, обработки, анализа и учета полученных результатов.

Целью данной методической разработки является обобщение имеющегося опыта по оптимизации системы диагностики речевого развития и учета полученных результатов с помощью программных средств.

Задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе.
  2. Описать основные условия, необходимые для оптимизации процесса логопедической диагностики.
  3. Систематизировать используемые в практической работе методы и приемы диагностического исследования и отобрать наиболее значимые и показательные.
  4. Разработать методические рекомендации по применению представленных в работе методических материалов.

Список литературы

  1. Вербицкая Т.Л. Технология экспресс-диагностики речевого развития старших дошкольников в логопедическом пункте ДОО: методическая разработка по созданию и оптимизации методической среды учителя-логопеда. Кемерово, 2014.
  2. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 77с. (Сердце отдаю детям).
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис-Пресс; Арис-Дидактика, 2007.
  4. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под редакцией Г.В.Чиркиной.  М.: Аркти,  2003.
  5. Психолого-логопедическое обследование детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. СПб., 2000.
  6. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. М.: ГНОМ и Д, 2005. 80 с.
  7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. М.: Сфера, 2010.
  8. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб.:Питер, 2008.
  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  10. Микляева О.Е. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.
  11. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников  (5-6 лет). СПб.: Каро, 2002.
  12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  13. Косинова Е.Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. ЛиссЭксмо, М., 2006.
  14. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М., 2009.