Проект "В трудный час - помни о нас"

Колесина Надежда Алексеевна, Устимова Татьяна Владимировна

Воспитатель, воспитатель, МАДОУ Михневский ЦРР детский сад Осинка, пос. Михнево Ступинский район Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Колесина Н.А., Устимова Т.В. Проект "В трудный час - помни о нас" // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


Вид проекта:  познавательный,  краткосрочный

Участники проекта:

Дети младшей группы «Незнайка.

Родители группы «Незнайка»

Воспитатели группы «Незнайка».

Возраст детей: 3-4 года

 

Сроки реализации:   13.01.16 г. – 13.02.2016 г.

Проблема

Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время?

 

Актуальность:

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности.  Желание приоткрыть тайны природы делает ребенка любознательным и разносторонним. Воспитание и развитие позитивных чувств – основа экологической культуры.  Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Живая природа -  это и наши  соседи по планете -  птицы; окружая  нас  круглый год, приносят  людям пользу и радость. С приходом  зимы  перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, когда с холодами возрастает потребность в  доступной пищи.  Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, а помочь им выжить может человек. Актуальность проекта «В трудный час – помни о нас!»  также в том, что у детей  отсутствуют  систематизированные знания о птицах, понимание  необходимости  заботиться  о них зимой.  И мы, педагоги,  родители, должны научить воспитанников  видеть это, создавать условия для общения ребенка с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель:

  • Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
  • Привлечение детей и их родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой».

Задачи:

  • Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы, в частности к миру птиц.
  • Воспитывать желание помогать птицам в  трудное для них время.
  • Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга. Обогащать  словарный запас детей.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
  • Пополнить развивающую среду по теме проекта.
  • Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Формы:

  • Беседы;
  • образовательная деятельность;
  • развлечение;
  • чтение художественной  литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  •  дидактические  игры, подвижные игры;
  • Консультации для родителей.

 Методы:

  • словесные;
  • наглядные:  рассматривание, показ;
  • практические:  продуктивная деятельность;
  • игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.

Условия реализации:

  • интерес детей и родителей;
  • материальное обеспечение проекта;
  • методические разработки;
  • интеграция со специалистами ДОУ.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.  
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.  
  6. «Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель" 2011г.
  7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995
  8. Помораева И.А. Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
  9. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.

Информационные ресурсы:

  • интернет;
  • библиотека методического кабинета ДОУ.

Ожидаемый результат:

 для детей:

  • у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
  • созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
  • у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года;
  • осознание воспитанниками  важности природоохранных мероприятий.

для родителей:

  • повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей;
  • активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ;
  • повышение  интереса  к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края;
  • гармонизированы  детско-педагогические отношения.

для педагогов:

  • внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих  формированию у детей знаний о зимующих птицах;
  • создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие  познавательной активности, любознательности детей;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
  • оптимизация процесса сотрудничества с родителями.

 

Перспектива:

С целью повышения  познавательной  активности детей необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

 План реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Подготовительный этап

  • Определение темы проекта.

Составление  плана работы .

Сбор методической и художественной литературы по  теме.

Мониторинг уровня знаний.

Анкетирование родителей.

Разработка содержания проекта.

  • Разработка перспективного плана проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д.).
  • Подготовка атрибутов для проведения мероприятий. Это - иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы. А также: маски для игр, кормушки, художественная литература, корм для птиц и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.01-15.01

Основной этап

  • Организованная образовательная деятельность на темы:

Рисование: « Птицы на кормушке»,

«Воробьи клюют зернышки»,

«Моя любимая птичка»

Аппликация «Приглашаем снегирей  съесть рябинку поскорей»

Лепка «Киньте крошек воробью – я вам песенку спою».

Цель:  учить передавать образы  птиц  в лепке, аппликации, рисовании, развивать мелкую моторику

Беседы:

«Посещение птичьей выставки»

Цель: Познакомить детей с названиями зимующих птиц.

«Птицы зимой».

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

 

«Трудно птицам зимовать».                                                              

Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц

зимой, развивать речь, мышление.

Познавательное развитие. Приобщение к социальным ценностям, ознакомление с миром природы с использованием ИКТ «Зимующие    

птицы».

Фотовыставка «Как мы птицам помогали»                 

Цель: учить детей по фотографиям составлять рассказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки.

Рассматривание альбомов:

  • «Фотогалерея зимующих  птиц»,
  • «Перелетные птицы».

Рассматривание картин:

  • «Зимующие птицы»,
  • «Птицы на кормушке»,
  • «Дети кормят птиц».

 

 

 

21.01

25.01

09.02

 

27.01

 

29.01

 

 

 

 

18.01

 

 

 

19.01

 

 

20.01

 

 

25.01

 

 

 

10.02

 

 

 

В течение проекта

 

 

В течение проекта

  • Подвижные игры:
  • «Совушка»,
  • «Птички в гнёздах»,

«Воробушки и автомобиль»,

«Птичка и птенчики».

 

в течение проекта

Сюжетно-ролевые  игры:

«Ветлечебница для птиц»;

 «Столовая для птиц»;

«Семья», сюжет «Покупаем  корм для птиц»;

сюжет «Мастерим кормушку».

 

в течение проекта

Дидактические игры:

  • «Кто какую песенку поёт»,
  • «Зимующие птицы»,
  • «Назови и покажи зимующих птиц»,

 «Угадай, что за птица»,

«Четвертый лишний»,

«Один – много»,

«Назови ласково»,

«Кто что ест»,

«Угадай, какая птичка  улетела».

Разрезные картинки.

 

 

 

В течение проекта

 

 

 

Чтение художественной литературы:

  •  С. Маршак «Где обедал воробей?»,
  • З. Александрова «Гули - гули»,

Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»,

 О. Григорьева «Синица»,

А. Яшин «Покормите птиц».

Загадывание загадок.

Чтение стихотворений  о зимующих  птицах                               «Поэтическая страничка».

Прослушивание аудиозаписи  голосов птиц.

Наблюдение за птицами на участке д/сада:

  • « А мы кормили голубей!»,
  • «Синички лакомятся салом ».

Просмотр презентаций, мультфильмов о

  • зимующих  птиц.
  • Заучивание потешек,  закличек по данной теме

 

 

 

 

 

 

 

В течение проекта

 

 

 

 

 

Пополнить развивающую среду по теме проекта.      

Оформление уголка книги  о птицах.

Оформление картотеки загадок о птицах.

Подборка  стихов о птицах.

Фотогалерея зимующих птиц.

Подборка физкультминуток о птицах.

Лото «Зимующие птицы».

Шапочки с изображением птиц для подвижных игр.

Пальчиковые игры по теме «Зимующие птицы».

 

 

 

В течение проекта

                    Работа с родителями

Конкурс «Лучшая эмблема для проекта».

Семинар – практикум «Как розовые яблоки на ветках снегири».

Наглядная информация для родителей:

ширма «Как правильно кормить птиц зимой»,

ширма «Покормите птиц зимой».

Экспо - выставка  «Зимний корм для птиц 2016».

Экологическая рубрика « Это интересно» (из жизни зимующих птиц) в родительский уголок.

 

18.01

 

22.01

 

В течение проекта

 

29.01

 

 

Консультации для родителей:

«Не забывайте о птицах зимой»,

«Чтоб услышать птиц весной – покормите их зимой»,

«Помоги пернатым»,

Изготовление памятки «Покормите птиц».

 

В течение проекта

 

 

 

16.01

 

Совместная деятельность родителей и детей.

Семейно - экологическая викторина «Зимующие птицы».

 Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями  вместе с детьми кормушек из бросового и других материалов).

Сбор корма для птиц «С каждого по зернышку». Выставка «Птицы – наши друзья» (поделки птиц с использованием природного, бросового и других материалов).

Акция «А Вы кормили  птиц этой зимой?».

 

02.02

 

 

29.01-03.02

 

 

         В

течение проекта

 

 

05.02

Заключительный

  этап

Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта.

Экологический досуг «Поболтушки у кормушки» (с применением ИКТ)

Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц».  

Плакат  «В самый трудный час, спасенье птицы ждут от вас».

Оформление мини – выставки детского творчества

 

Акция «Покормите птиц зимой»

11.02

 

13.02

 

В течение проекта

 

29.01

10.02

 

12.02

 

  • Выводы:
  • В процессе  реализации проекта созданы необходимые условия для формирования у детей целостного представления о жизни зимующих птиц:
  •  Воспитанники  получили новые  знания о  зимующих птицах, стали более любознательны, раскрылись творческие способности детей, познавательная активность.
  • Свои впечатления, полученные эмоции, дети воплотили в различных видах деятельности: играх, образовательной деятельности, наблюдениях, практической деятельности и т. п.
  • Благодаря проекту пополнился  словарный запас  детей, дети получили возможность больше общаться со своими сверстниками.
  • Воспитанники стали бережнее относиться к природе родного края, с удовольствием вместе с родителями  участвовали в  акциях, конкурсах, совместной трудовой деятельности.
  • Родители нашей группы получили возможность осознать доминирующую роль семейного воспитания и роль дошкольного учреждения как

 «помощника»  семьи в воспитании у детей начала основ экологической культуры.

  • Воспитатели группы пополнили свои  разработки методическим и практическим материалом  по проекту; совершенствовали  мастерство, активизировали творческий поиск в  реализации проекта о зимующих птицах, применяли  в работе с  родителями  разнообразные  формы сотрудничества.