Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности

Зданевич Галина Владимировна, Гомозова Светлана Анатольевна

Воспитатель, старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №39", г. Воронеж


Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зданевич Г.В., Гомозова С.А.  Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 20.04.2024 ).


Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.

Л.С. Выготский 

Современные дети живут в эпоху компь­ютеризации и информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыс­лить творчески и самостоятельно.

Детское экспериментирование заслуживает особое внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников.

Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуще­ствляемые ребёнком практические действия выполняют позна­вательную и ориентировочно-исследовательскую функцию, соз­давая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской дея­тельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельно­сти - к экспериментированию. Опыты помогают развивать логику, мышление, творчество ребёнка, позволяют наглядно по­казать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, экспе­рименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное пре­образование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспри­ятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоми­наются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращают­ся» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения отве­тов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказы­вают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

- формулирование выводов;

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастными особенностями. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Главное достоинство применение метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируется трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня активности. 

- формируются самостоятельность, целеполагание, способность какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

Основная задача воспитателей и родителей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю!

В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования. 

Список литературы

  1. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация  опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2012. 333 с.
  2. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах.  СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 240 с.