Использование русских народных пословиц и поговорок в образовательном процессе и жизни для детей старшего дошкольного возраста

Калачева Анна Владимировна

Воспитатель, СП "Детский сад №4" ГБОУ ООШ №7, Самарская область, г. Сызрань


Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калачева А.В. Использование русских народных пословиц и поговорок в образовательном процессе и жизни для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 19.04.2024 ).


Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах

 Ф. Бэкон

Отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

Детский фольклор полуфункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Известно много источников народной мудрости.

К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки. Естественно, может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала. В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.

Принцип ФГОС ДО, гласит, что необходимо приобщать детей к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства. Это возможно осуществить, в том числе и с помощью пословиц и поговорок.

Используя в своей речи пословицы и поговорки ,  дети учатся ясно, логично, образно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение выразительно описывать предмет, дать ему яркую характеристику.

Пословицы – устное народное творчество, представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальней.

С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Через близкое и родное творчество своего народа, дети понимают  и творчество других народов.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре.

Необходимо занимать детей пословицами и поговорками, которые органически входили бы в их жизнь, были им понятны и интересны, которые они могли бы самостоятельно применить. Родители  сами должны быть проникнуты чувством народного,  много знать различных пословиц и поговорок, смело и умело использовать их, согласно ситуациям возникающим при общении с  детьми. Ребенок схватывает те или иные пословицы и поговорки, усваивает их смысл и сам начинает постепенно их употреблять в своей речи.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно – исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков в дошкольном периоде, овладение литературным языком является необходимым компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи.

Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени. От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались ими в своей речи. Хорошо уже то, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь». Если  в речи детей промелькнет изредка поговорка или пословица, то это будет большой наградой взрослому за его труды приобщению к фольклору, но нарочно вызывать ребенка на это не следует.

К.Д. Ушинский отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во  – первых, из-за своей формы, во – вторых, из-за своего содержания. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослого, при этом с самого начала для него раскрывается, прежде всего, смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз».

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий  характер,  в какой – то мере доступен его пониманию: «И грибка не поднять, если не нагнешься»: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понятна им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц становится понятным детям лишь с возрастом.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Не спеши языком, торопись делом»; «Кончил дело – гуляй смело». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы родителями  и воспитателями в работе с детьми.

В заключении можно подвести итог выше сказанного, что:

  1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.
  2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
  3. У детей повысится  уровень познавательной и речевой деятельности, повысится  и обогатится  словарный запас.
  4. Через пословицы и поговорки развивается и формируется  грамматический строй, связная  речь, ( что немало важно на сегодняшний день), способствование речевой активности дошкольников с ОНР.

Использование пословиц и поговорок позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по темам.

 

Список использованной литературы:

  1. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М.: Художественная литература, 1985.
  2. Дошкольное воспитание. 2004. №4.
  3. Дошкольное воспитание. 2004. №9.
  4. Читаем, учим, играем, 2009. №4.
  5. Кузьмина М. Пословицы. М.: Хатбер-пресс, 2014.
  6. Кузьмина М. Поговорки. М.: Хатбер-пресс, 2014.
  7. Ласковое слово что солнышко в ненастье. М.: Детская литература, 1979.
  8. Старинные русские пословицы и поговорки. М.: Детская литература, 1983.
  9. Шергин Б. Одно дело делаешь, другое не порть (половицы в рассказах). М.: Детская литература, 1983.
  10. При солнышке тепло, при матери добро. М.: Детская литература, 1974.
  11. Делу время, потехе час. М.: Детская литература, 1986.