Учебная дисциплина: "Обучение грамоте (чтение и письмо)". Тема урока: "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"

Герасименко Юлия Евгеньевна

Учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия № 1257, г. Москва


Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Герасименко Ю.Е. Учебная дисциплина: "Обучение грамоте (чтение и письмо)". Тема урока: "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится" // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 28.03.2024 ).


Формирование современной информационно-образовательной среды на основе

УМК «Русский язык» В.Г. Горецкого и др.  и учебного оборудования

Учебная дисциплина: «Обучение грамоте (чтение и письмо)».

Тема урока: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово. Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов».

Класс: 1.

Ресурсы к уроку (средства обучения):

Печатные:

  1. Азбука. 1 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина- М.: Просвещение, 2013.
  2. Прописи. 1 класс. В 4 ч. Ч. 1 / В.Г.Горецкий, Н.А. Федосова.- М.: Просвещение, 2012.

Электронные:

  1. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской (1 CD).
  2. Русский язык. 1 класс. Интерактивное наглядное пособие к интерактивной доске. – М. Изд-во «Экзамен-медиа», 2013. – Серия «Наглядная школа».
  3. Запись песни «Руки рабочих» (муз. В.Е. Баснева, сл. М.Л. Матусовского).
  4. Школьные толковые словари.

Технические:

Компьютер учителя с колонками, интерактивная доска и слайд с разлиновкой прописей, мультимедийный проектор, документ-камера, система контроля знаний.

Наглядно-демонстрационные:

Отсутствуют в данном уроке

Дополнительные:

У учащихся: подставка для книг, простые карандаши, шариковые ручки, фломастеры.

У учителя: «Азбука», ч.1,2, «Прописи» №1-4, карандаш, ручка.

 

Результаты обучения

Предметные

  • Грамотно строить из слов и интонировать предложения.
  • Аргументировать своё мнение в ходе дискуссии.
  • Моделировать предложения по схемам.
  • Подбирать обобщающие слова к сериям рисунков.
  • Обводить и штриховать рисунки в прописях.
  • Воспроизводить горизонтальные линии, овалы и полуовалы по образцу в прописях.
  • Рассказывать сказку по иллюстрациям.
  • Строить высказывания и рассуждения о трудолюбии.

Метапредметные

  • Формулировать учебную задачу под руководством учителя.
  • Использовать в работе базовые предметные понятия «слово» и «предложение».
  • Отрабатывать умения анализировать, классифицировать предметы, подводить их под одно понятие на базе серии картинок с изображением инструментов.
  • Использовать схемы предложений.
  • Моделировать предложения по данным схемам.
  • Отвечать на итоговые вопросы урока.
  • Оценивать свою работу.

Личностные

  • Приводить примеры пословиц о труде и трудолюбии, примеры из личного опыта о значимости трудолюбия.
  • Применять правила работы в группе.
  • Слушать собеседника в ходе дискуссии, не перебивая его.

ИКТ:

  • Ориентироваться на странице учебника с опорой на изображение электронного учебника на интерактивной доске.
  • Выполнять задания электронного приложения, пользуясь инструментами интерактивной доски.
  • Выполнять задания электронного учебника, пользуясь мышью на рабочем компьютере учителя.
  • Учиться ориентироваться в рабочей тетради с опорой на изображение, выведенное на экран посредством документ-камеры, с постепенным переходом к словесной инструкции.
  • Учиться сравнивать свою работу в тетради с образцом, выведенным на экран посредством документ-камеры.
  • Учиться работать с интерактивными пособиями с помощью инструментов интерактивной доски.
  • Выполнять тестовые задания с помощью интерактивных пособий.
  • Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке с помощью системы контроля знаний.
  • Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов с помощью системы контроля знаний.

 

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа урока

1. 

Актуализация знаний и умений

Вступительная беседа

2.

Изучение материалов урока

 

2.1

Целеполагание

Создание проблемной ситуации: учитель знакомит учащихся с записью песни «Руки рабочих» на компьютере учителя, просит детей догадаться по её словам, какова будет тема урока, проецируя при помощи документ-камеры на поверхность интерактивной доски соответствующую страницу учебника (пословицу о труде и заголовок на с. 7 учебника). Формулирование задач урока. Посредством документ-камеры учитель выводит изображение с.9-10 «Прописи» на поверхность интерактивной доски.

2.2

Аналитический этап. Чтение. Дискуссия на тему труда

Напомнив правила ведения дискуссии, учитель инициирует беседу с учениками, которые высказывают своё мнение о смысле пословицы на с.6, затем обобщает смысл пословицы. Далее выявляется смысл второй пословицы, производится совместное сравнение её смысла со смыслом первой. Делается вывод, что вторая пословица тоже о труде, только совместном. По завершении этапа учащиеся оценивают выполнение задачи урока.

2.3.

Письмо.

 

 

 

Чтение. Изучение темы «Предложение и слово».

Учитель выводит на интерактивную доску изображение, как делается штриховка. Дети тренируют обводку круглых линий и овалов в «Прописи» №1 на с.9, штриховку с помощью горизонтальных линий. Учитель производит коррективы в работе учащихся, до рисования и после него проводит пальчиковую гимнастику.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, произнеся три предложения:

  1. Ребята работали дружно.
  2. Работали ребята дружно.
  3. Дружно работали ребята.

и после каждого из них спрашивает, предложение ли это. Дети стараются сделать вывод по обобщению учителя о предложениях: «Чем предложения отличаются?»

Учитель обобщает мнения детей, выводит через документ-камеру тему, правило и схему предложения на с.7 «Азбуки» на интерактивную доску. Учащиеся читают правило и рассматривают схему.

 

3. 

Тренировочные упражнения

 

 

 

Письмо. Выполнение прямых и волнистых линий по образцам в «Прописи» №1 с.9.

 

Чтение. Закрепление материала.

 

 

 

 

Письмо. Составление предложений из четырёх слов в «Прописи» №1 на с.10.

 

 

Чтение. Тренировка логических УУД по сюжетным картинкам на с.6 «Азбуки».

Учитель выводит с помощью документ-камеры иллюстрации к сказке со с. 7 «Азбуки» и предлагает учащимся вспомнить сказку «Репка», по рисункам смоделировать предложения из трёх слов в соответствии со схемами. Учитель обращает особое внимание детей на постановку восклицательного знака в конце последнего предложения и уточняет, с какой интонацией нужно его читать.

 

Учитель выводит на экран интерактивной доски с помощью документ-камеры образцы прямых и волнистых линий на с. 9 «Прописи» №1. В ходе выполнения детьми предложенных упражнений учитель контролирует работу, корректирует посадку.

 

Закрепление материала о слове и предложении проводится в ходе работы над сюжетной картинкой на с.6 «Азбуки», которая проецируется учителем через документ-камеру на экран интерактивной доски, по заданиям над рисунком. Эта работа связывается с темой труда. Дети под руководством учителя моделируют по схемам предложения из двух и трёх слов, при этом слушающие дети контролируют количество слов.

 

Учащиеся составляют предложения из четырёх слов в «Прописи» №1 на с.10.Учитель обращает внимание детей на то, что последнее слово в предложении должно писаться с заглавной буквы, читающие дети могут догадаться, что это слово-имя одного из героев рисунка.

Оставшееся время дети пишут полуовалы в «Прописи» на с.10.

Учитель проводит беседу об инструментах, изображённых на сюжетной картинке «Теремок» на с. 6 «Азбуки», показывая каждый инструмент отдельно с помощью документ-камеры.

 4.

Итоги уроков

Беседа по вопросам.

5.

Этап рефлексии

Дети вспоминают учебную задачу уроков, делают вывод, выполнена ли она, оценивают свои достижения, ставя условный знак в прописях

6. 

Рекомендации для занятий в семье.

При помощи документ-камеры учитель выводит на экран интерактивной доски сюжетные картинки на с.10 «Прописи», просит детей рассмотреть их и побеседовать дома с родителями об инструментах, которые они используют на работе.