Игры на развитие звукового анализа и синтеза

Жаркова Марина Александровна

Учитель - дефектолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №6 "Рябинка", Тамбовская область  


Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жаркова М.А. Игры на развитие звукового анализа и синтеза  // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 28.03.2024 ).


Памятка

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

 

Игра «Кружатся диски»

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в слове, умении давать ему характеристику и подбирать к нему соответствующее условное обозначение.

Описание: картонные диски с условными обозначениями звуков, 2-3 сменяемых диска с наклеенными на него картинками.

Задание: повернуть диск с картинками к той, что окажется в игровой зоне, подобрать условное обозначение первого (последнего, второго и т.д.) звука.                                                                                         

 

Игра «Цепочка слов» 

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звуков в словах.

Описание: На карточках-пазлах,  которые на обратной стороне имеют крепление типа «липучка» наклеены картинки.

Задание: собрать цепочку, соединяя картинки таким образом, чтобы последний звук слова на первой карточке совпадал с первым звуком слова на второй и так далее.

 

Игра «Шифровальщики»

Цель: упражнять в определении количества звуков в слове и составлении звуковой схемы к ним.

Описание: набор условных обозначений звуков, картинки для анализа звукового состава.

Задание: выложить звуковую схему слова (зашифровать его).

 

Игра «Построим пирамидку»

Цель: упражнять в определении количества звуков в слове.

Описание: набор картинок, название которых состоит из 3-5 звуков.

Задание: выложить картинки таким образом, чтобы получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний ряд – слова, состоящие из 5-и звуков).

 

Игра «По ровненькой дорожке»

Цель: упражнять в определении места звука в слове и умении давать характеристику заданного звука.

Описание: плоскостное изображение шагающего человечка, дорожки с нанесёнными на ней делениями, условные обозначения звуков (всё на магнитах), магнитная доска.

Задание: передвигая человечка по дорожке, определить место заданного звука в слове, предварительно дав ему характеристику.

 

Игра «Звуковые часы»

Цель: упражнять в определении слов сходных и различных по звучанию, слов с одинаковыми звуками.

Описание: на плоскости в центре расположены две подвижные стрелки, а пор кругу в виде циферблата расположены картинки.

Задание: стрелками указать на слова, сходные по звучанию; слова, которые начинаются с одинаковых звуков.

 

Игра «Цветные коробочки»

Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.

Описание: две коробочки – одна красного цвета, другая синего; набор картинок.

Задание: в красную коробочку положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а в синюю те, которые начинаются с согласного звука.

           

Игра «Весёлый кубик»

Цель: упражнять в умении давать характеристику первых (последних) звуков слов, находить слово по данному условному обозначению.

Описание: набор кубиков, на стороны которого наклеены картинки. 1 кубик с условными обозначениями звуков.

Задание: вращая кубик, ребёнок произносит: «Крутись, вертись на бочок ложись». С окончанием слов на верхней стороне кубика назвать картинку и первый (последний) звуки в её названии.