Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет: «Путешествие на лесную полянку»

МАДОУ ДС № 16 "Снежинка", г. Радужный, ХМАО-Югра

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Белая Е.В. Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет: «Путешествие на лесную полянку» // Совушка. 2016. №2. URL: http://new.kssovushka.ru/zhurnal/4/ (дата обращения: 23.04.2024 ).

 

Программное содержание.

Обучающие задачи: обогащать и уточнять представления детей об окружающем мире (лес), о деревьях, цветах, животных. Закрепить владение биномом фантазии. Учить детей самостоятельно находить предметы для изменения.

Развивающие задачи: развивать воображение, логическое мышление. Развивать речь детей, умение правильно формулировать свои мысли, пользоваться образными выражениями.

Воспитательные задачи: поощрять стремление детей положительно воздействовать на природу, животных.

 

Предварительная работа. Чтение произведений о лесе, наблюдение на прогулке за деревьями, рассматривание иллюстраций деревьев,  проведение д/и “С чьей ветки детки”, заучивание загадок о животных, д/и “Узнай по описанию”, разучивание стихотворений о цветах, д/и «Я знаю пять имен…».

 

Оборудование. Конвертспосланием,волшебная таблица, волшебный телевизор, изображение Лесовичка, картинка леса, картинки животных, деревьев, цветов,условные символы: цветы, деревья, животные, аудиокассета с записью музыки для физкультминутки, реквизит к игре  «Волк и козлята»: маска волка, повязка, колокольчики.

 

Ход НОД.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Слушайте, сейчас я вам его зачитаю.

                     Знаю лес и лес люблю,                                           Раздается звонкий смех,

                     В гости вас к себе зову.                                          Игры, конкурсы, забавы.  

                     Пусть на солнечной опушке                                  Приглашаю к себе всех.

Ну что, ребята, примем приглашение веселого гостя. Итак, отправляемся в путь… Раз, два, три повернись и на лесной полянке окажись. Вот мы и на лесной полянке, что же нам приготовил наш гость.

Д/игра «Найди лишнее»

В: Ребята, давайте рассмотрим картинки на каждой дорожке нашей волшебной таблицы. Кто мне назовет картинки первой дорожки.

(Один ребенок называет картинки: ель, береза, рябина,   ромашка).

В:  Наш гость говорит, что одна картинка здесь лишняя. Какая?

- Ромашка.

В: Почему?

- На этой дорожке картинки деревьев, а ромашка – цветок.

В:Кто мне назовет картинки на второй дорожке?

- Лиса, заяц, медведь, сосна.

В:  Наш гость говорит, что одна картинка здесь лишняя. Какая?

- Сосна.

В: Почему?

- На этой дорожке картинки животных, а сосна – дерево.

В:На какую дорожку поставим эту картинку?

- На первую.

В:Кто мне назовет картинки на третьей дорожке?

- Ландыш, одуванчик, колокольчик, белка.

В:  Наш гость говорит, что одна картинка здесь лишняя. Какая?

- Белка.

В: Почему?

- На этой дорожке картинки цветов, а белка – животное.

В:На какую дорожку поставим эту картинку?

- На вторую.

В: У нас осталась одна картинка – ромашка. На какую дорожку поставим ее?

- На третью.

В: Наш гость, большой выдумщик. Он решил каждую дорожку обозначить символом. Поможем ему?

В: Давайте подбреем символ к первой дорожке. Что это будет за символ? (Деревья)

В: Давайте подбреем символ ко второй дорожке. Что это будет за символ? (Животные)

В: Давайте подбреем символ к третьей дорожке. Что это будет за символ? (Цветы)

 

Символ деревьев

ель

береза

рябина

сосна

Символ животных

лиса

заяц

медведь

белка

Символ цветов

Ландыш

 

одуванчик

колокольчик

ромашка

 

В: А теперь наш гость предлагает из каждой дорожки взять по одной картинке и поместить их на первый экран волшебного телевизора.

(Ребенок по желанию выбирает четыре картинки.Например,  ель, медведь,   ромашка и помещает их на первый экран.)

 

 

 

Картинка «Лес»

 

 

 

 

Ель, медведь,   ромашка

 

 

 

 

 

 

В:Наш гость спрашивает, где мы можем встретить все эти объекты?

- В лесу.

(Воспитатель заполняет надсистему – второй экран – картинкой «лес»)

В:Кто еще хочет выбрать картинки.

(Второй ребенок по желанию выбирает четыре картинки.Например,  береза, лисичка,   колокольчик и помещает их на первый экран)

В: Где мы можем встретить все эти объекты?

- В лесу.

(Воспитатель заполняет надсистему – второй экран – картинкой «лес»)

 

 

 

Картинка «Лес»

 

 

 

 

Береза, лиса,   колокольчик

 

 

 

 

 

 

В: Ребята, мы можем догадаться, откуда наш гость?

- Из леса.

В:Кто же это может быть?

- Лесовичок, леший…

(Приходят к общему выводу: это Лесовичок.)

В: Ребята, вспомним послание нашего гостя, ведь в конце этого приглашения подпись:

                     Я люблю гулять по лесу,                                    Каждый куст и каждый пень.

                     В лесу хожу я каждый день.                              Я веселый старичок,

                     Все в лесу мне интересно:                                 Старичок – Лесовичок!

 Вот и настал черед встретится с хозяином леса. А вот и он.

(Появляется изображение Лесовичка.)

Он рад нас приветствовать, и предлагает нам немножко отдохнуть.

 

Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле                   (руки вверх)

Хорошо расти на воле!                     (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется,                 (потягиваемся вверх,  поднимая руки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки                   (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)

 

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(наклоны всем корпусом)

Вправо – влево, взад – вперед

Так деревья ветер гнет.(наклоны корпусом)

Он их вертит, он их крутит,             (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.(руки опустили, голову поднимаем вверх)

Наступила тишина.(опустили голову вниз).

 

В: Он рад нас приветствовать, но у него для нас ещё есть загадка, он решил объединить такие предметы:

Дерево – слон. Каким могло быть дерево?

Избушка – машина. Как избушка может быть похожа на машину?

Козлёнок – леечка

Коза – бочонок

В:В лесу, где было много деревьев, жили слоны. В лесу среди елок росло одно дерево, а под ним стоял слон. У слона были ноги, как у дерева. Дерево было высокое, как слон.

В лесу стояла избушка, с огромными колёсами. Избушка передвигалась по лесу. А в этой избушке жила-была коза с козлятами. Как только уходила коза есть травку шелковую, пить воду студеную, козлята запирали избушку и сами никуда не выходили. Но однажды волк решил обмануть козлят. Высокое дерево, как слон помешало волку пробраться в избушку. Избушка на колесах быстро уехала на своих огромных колесах. Волк был хитрым и все-таки пробрался в избушку, а козлята не растерялись и облили его водой из своих рожек-леечек. Пока волк барахтался, мама коза  спрятала своих козлят в бочонок. Волк ушёл, козлятки выскочили из бочонка, все живые, да – прыг к маме!

 

В:В какой сказке участвовали эти герои? (Ответы детей)

(Воспитатель читает стихотворение «Коза» Н. Кончаловской.)

Стоит коза.

Голосит коза:

- Ой беда, беда. Беда!

Разбежались кто куда

Семеро козлят!

Один – в лесок,

А другой –  за стог.

А третий козленок

Спрятался в бочонок!

А сколько козлят

В избушке сидят?

(Дети, послушав стихотворение, объединяют козу с бочонком и думают, как в хозяйстве такая коза может пригодиться.)

В: Ребята, как козе постоянно знать, где бегают ее козлята.

В:С чем вы будете объединять козлёнка, что должно само предупреждать козу, где находится козленок.

 

Поиграть в игру «Волк и козлята».

Вариант игры, козлята убегают, звеня колокольчиками, волк с завязанными глазами ищет козлят по звуку.

В: Ребята, наше занятие заканчивается, а чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы сегодня с вами говорили, Лесовичок приготовил для вас специальные  лесные вопросы и лесные подарки. Отвечайте на вопросы, получайте подарки!

В: Где растут деревья? Какие ещё растения растут в лесу? Кто живёт в лесу? Что мы должны делать, чтобы лес не погиб?

(Всем отвечающим детям, педагог вручает на память шишки)

В:Лесовичок очень доволен вами, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе.

В: Уважаемый Лесовичок! К сожалению, нам с ребятами пора возвращаться. Сегодня они много интересного узнали. Спасибо тебе за интересные задания! А в подарок ребята нарисуют тебе лес и сделают поделки.

Лесовичок: До свидания, ребята! Приходите ко мне в лес друзьями!

В: Ребята, попробуем вернуться домой. Вдруг получится: «Раз, два, три повернись и в группе окажись!» Вот мы и дома! Молодцы, ребята, хорошо поработали.

 

Список литературы:

 

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры  и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. 286с.
  2. Гризик Т. И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. И. Гризик. – 4 –е изд. – М. Просвещение , 2004. – 160 с.
  3. РеуцкаяН.А., ПантелееваЛ.В.учебно-методическое пособие  «ТРИЗ», М.: Научно-методический Центр «Дидактика», 1994.
  4. Страунинг А.М., Страунинг М.А. учебно-методическое пособие  «Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994.