Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет: «Лесная сказка от Лесовичка: «Как растут растения»

МАДОУ ДС № 16 "Снежинка", г. Радужный, ХМАО-Югра

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Масёрова Е.Н. Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет: «Лесная сказка от Лесовичка: «Как растут растения» // Совушка. 2016. №2. URL: http://new.kssovushka.ru/zhurnal/4/ (дата обращения: 19.04.2024 ).

 

Программное содержание.

Обучающие задачи: познакомить детей с принципом «посредника», на примере ознакомления детей с последовательностью этапов роста растения, обогащать и уточнять представления детей об окружающем мире, показать детям преимущества растений, которые всё могут делать сами. Закрепить умение искать и находить противоречия, с помощью воспитателя их разрешать.  

Развивающие задачи: развивать речь детей, активизировать словарь: посредник, прихватка, сковорода. Активизировать в речи детей имена прилагательные.

Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность,  любовь, бережное отношение к природе, учить проявлять заботу и внимание ко всему живому. 

Предварительная работа. Наблюдения за ростом растений в уголке природы, деревьями на участке детского сада зимой, весной, разгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Весна» из цикла «Времена года». Д/игра «Вершки-корешки», «Что сначала, что потом?».

Оборудование. Картинка (игрушка) Лесовичок,  системный оператор, картинки леса,  игрушки: столовые приборы, посуда, картинки: подсолнуха, росток и семена подсолнуха,  символы или картинки: солнце, вода (дождь), земля (почва).

 

Ход НОД.

-  Дорогие ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем занятии. Давайте вспомним девиз занятия:

«С голубого ручейка начинается река.

 А занятие –   начинается с улыбки!»

(Дети проговаривают четверостишье вместе с педагогом.)                   

 

Гимнастика для глаз:

Капля первая упала                           (сверху пальцем показывают траекторию её движения)

И вторая побежала,                          (то же самое)

Мы на небо посмотрели

Капельки кап, кап запели.

Лица намочили, мы их вытирали.     (вытирают лицо руками)

Посмотрите туфли, мокрыми стали.  (показывают вниз и смотрят)

Плечиками поведём                              (движение плечами)

И все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим.                      (приседают)

 

Воспитатель: Ребята! На прошлом занятии мы с вами были в гостях у Лесовичка, и сегодня он снова приглашает нас к себе в гости. Он хочет рассказать, как растут растения в его лесу.         Ну что, ребята, вы согласны идти снова в лес  в гости к Лесовичку?

- Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся).                                                   - Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в лесу.
(Выставляются картинки леса)                                                                                                                            - А вот и сам Лесовичок( картинка или игрушка).

- Здравствуй Лесовичок, мы рады новой встречи с тобой

(Лесовичок здоровается с ребятами).

Воспитатель:  Ребята Лесовичок снова предлагает рассмотреть фотографии его леса.

Он говорит, что его лес не сразу был таким большим, массивным, а каким он был, он хочет рассказать на примере одного растения, а какого вы узнаете, отгадав загадку:

 

Стоит Антошка                                           Золотое решето

На тонкой ножке.                                       Черных домиков полно,

Где солнце станет                                      Сколько черненьких домиков,

Туда он и глянет. (Подсолнух)                 Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Воспитатель:

- Правильно, это подсолнух. И сегодня мы с вами на примере подсолнуха увидим, как растут растения.(выставляется картинка подсолнуха)

- Ребята, а вы знаете, чем был наш подсолнух прежде, чем стал таким красивым?  (ростком, семечком).

«Системный оператор»

Семечки(3)

Росток(2)

Подсолнух (1)

 

- Все растения сначала были семенами, ростками, а затем вырастают в такие красивые растения.

- Давайте вспомним: деревья растут сами, листочки распускаются сами, трава растет сама, цветы расцветают сами…

- Что, необходимо для растений, чтобы они «сами» росли? (необходимы: солнце, вода (дождь), земля (почва)).  (Выкладываются символы или картинки).

- Назовите мне растения, которые растут сами, но потом  их можно кушать. (грибы, овощи, фрукты, ягоды…).

- Представьте, что будет, если (взять любое растение) гриб, который растёт сам, сам будет (цвести), сам убираться, сам готовиться, сам кушаться. Как это всё будет происходить?  (ответы детей).

- Ребята, давайте подумаем и скажем, что само кушается, то есть глотается? (воздух, запах          и т. д. (ответы детей).

Воспитатель:

- А как обычно мы все кушаем?  (можно руками, можно с помощью вилки, ложки).

- Представьте, сегодня на обед будет вкусный, ароматный суп. И вам не положили столовые приборы, или положили вилку, нож. Как вы будете есть суп? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что суп лучше есть ложкой).

- Чем будет, удобно есть горячую картошку? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что картошку  лучше есть вилкой).

- А если вам, предложат вкусный, ягодный кисель. (осудить предложения детей, прийти к выводу, что кисель лучше пить с кружки, а если он густой, то удобно есть ложкой).

(Отметить, чем удобно и неудобно использовать ложку и вилку)

Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле                   (руки вверх)

Хорошо расти на воле!                     (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется,                 (потягиваемся вверх,  поднимая руки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки                   (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(наклоны всем корпусом)

Вправо – влево, взад – вперед

Так деревья ветер гнет.(наклоны корпусом)

Он их вертит, он их крутит,             (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.(руки опустили, голову поднимаем вверх)

Наступила тишина.(опустили голову вниз).

 

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами можем сделать вывод, что некоторые дела можно делать с помощью кого-то или чего-то. Нужен какой-нибудь помощник – ПОСРЕДНИК, который помогал бы нам делать разные дела.

Воспитатель:

- Лесовичок придумал для вас задания и хочет, узнать, как вы справитесь с этими сложными ситуациями.

Ситуация № 1. «На плите стоит горячая сковорода, с жареной картошечкой». С помощью чего можно поставить сковороду с плиты на стол и не обжечься? (посредник прихватка, тряпочка)

Ситуация № 2. «Как можно поговорить с другом, который живёт в соседней квартире?» кричать? Использовать азбуку Морзе, или позвонить по телефону? (ответы детей).

Ситуация № 3. «Достать с верхней полки игрушку? Сам не достанешь». (ответы детей, поставить стул – можно упасть, попросить взрослого и т. д.)

- Вот мы с вами опять пришли к выводу, что если мы не можем, что-то сделать сами, то нам нужен помощник или иными словами ПОСРЕДНИК.

Воспитатель: - Ребята, Лесовичок просит у вас помощи. Дело в том, что сегодня к Лесовичку в  гости приезжает бабушка. И мама попросила его убраться в квартире. А он забыл все волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова? Подскажите Лесовичку. 

Лесовичок: размышляет, Как убрать, в квартире, не убирая? Сесть на диванчик, а игрушки сами собой расставятся на свои места?

Воспитатель:

- Ребята давайте подскажем, Лесовичку, как и с помощью чего можно навести порядок в доме. (с помощью бытовой техники, с помощью робота и другие  варианты)

- А самый лучший способ, это не сорить, не разбрасывать игрушки. И тогда не нужно будет прикладывать большие усилия для уборки квартиры. Вы со мной согласны?

Воспитатель:

- Ребята, а что можно разбрасывать и из этого получиться, что-то хорошее? (ответы детей)

- Растения разбрасывают свои семена и затем вырастают новые растения.

Предлагаю «разбросать» семена цветов в наших горшочках с землёй и посмотрим, что из этого получится.

(посадка семян цветов в горшочки)

- Что будет с семенами, если их просто насыпать в горшочек, без земли, он вырастит? (ответы детей). Что нужно? Нужна почва.

- Что будет с семенами, если после посадки семян в почву, мы не будем их поливать? (ответы детей). Они не дадут ростки.

- А если в комнате будет холодно? (ответы детей)

- Значит можно сделать вывод: для того чтобы наши цветы выросли им необходима почва, вода, тепло.  Вода, тепло, почва и есть посредники для того, чтобы наши цветы выросли.

- Мы с вами хорошо потрудились. Скоро мы увидим результат нашего труда. А сейчас нам с вами пора возвращаться в группу.

"Повертелись, покружились и в детском саду  мы очутились" (кружатся).  

Итог.

- Понравилось вам в гостях у Лесовичка? (ответы детей).

- Что больше всего вам запомнилось?  (ответы детей).

- Лесовичоку очень понравилось наше занятие, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе и друг другу. Он говорит вам большое спасибо, за то, что вы очень много знаете и умеете. Говорит вам большое спасибо за посадку цветов и будет рад увидеть их на клумбе в нашем детском саду. Он прощается с вамии приглашаетеще  прийти к нему в гости. 

- Занятие закончено. До свидания.                            

Список литературы:

 

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры  и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. 286с.
  2. Гризик Т. И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. И. Гризик. – 4 –е изд. – М. Просвещение , 2004. – 160 с.
  3. РеуцкаяН.А., ПантелееваЛ.В.учебно-методическое пособие  «ТРИЗ», М.: Научно-методический Центр «Дидактика», 1994.
  4. Страунинг А.М., Страунинг М.А. учебно-методическое пособие  «Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994