Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №13", г. Оренбург, Оренбургская область

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Никифорова Н.П. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030088.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых методов и форм воздействия на проявления речевого нарушения детей с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения результативности коррекционной работы.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Многие годы в нашем детском саду нами практикуется коррекция речевых нарушений через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной   и самостоятельной деятельности дошкольника. На наш взгляд здоровьесберегающие образовательные технологии, наряду с традиционными формами и методами логопедической работы, является продуктивным направлением работы при развитии речи дошкольников с речевыми нарушениями.
Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой  личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Занятие  с помощью здоровьесберегающих технологий позволило  нам посмотреть на данный вид  совместной деятельности с детьми  с речевыми нарушениями,  как на важное направление работы в специализированном дошкольном учреждении. Для этого было разработано перспективное планирование по развитию здоровьесберегательных технологий для детей дошкольного возраста с речевой патологией.
Мы использовали в своей работе методические разработки известных авторов, таких как, Нищева Н.В., Быкова Н.М., Ткаченко Т.А., Зажигина О.А., Краузе Е.Н. и т.д. В 2015 году мною была разработана собственная методическая разработка, связанная с использованием "сухого бассейна" с разноцветной фасолью. Так как, у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого "сухой бассейн".
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Пальчиковая гимнастика и массаж в "сухом бассейне" способствуют:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в "сухом бассейне" можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Библиографический список

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21-28.
  2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2013.
  4. Викарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. СПб.:Композитор,2007.
  5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. СПб.: Петербург XXI век, 1998.
  6. Гаврищева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. СПб.: Детство - Пресс, 2009.
  7. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ. 2004. N1.
  8. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий. М.: Сфера, 2006.
  10. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1997.
  11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство - Пресс, 2007.
  12. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуов разных групп. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013.
  13. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. СПб.: Детство - Пресс, 2010.
  14. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. Москва: Эксмо, 2016.