Творческо-исследовательский проект "Сегодня фантазеры - завтра изобретатели"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №28 "Малышок", Свердловская область п. Рефтинский

Воспитатель, воспитатель, учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зорина Н.А., Тауканова Н.Н., Гаева О.Н. Творческо-исследовательский проект "Сегодня фантазеры - завтра изобретатели" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030089.html (дата обращения: 20.04.2024 ).

 

"И поверьте, не для шутки.
Говорим мы вам всерьёз,
Не теряя ни минутки,
Создадим"ракетовоз"!
Пусть сегодня на бумаге,
С проволокой, из пузырьков…
Завтра мы поднимем флаги:
"изобретатель, будь готов!"

Актуальность проекта:
При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи экспериментальная, исследовательская, творческая деятельность детей приобретает очень важное значение. Это связано с особенностями их развития.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Поэтому столь актуально включение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в изучаемую тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего и полноценного развития каждого ребенка

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный - 1 неделя

Участники проекта: дети  старшей логопедической группы, воспитатели, логопед ,родители.

Цель проекта: Практическое внедрение творческо-исследовательской деятельности, как средство развития познавательной активности детей старшей группы с ОНР .
 
Задачи проекта:

  1. Изучить методическую литературу по проблеме творческо-исследовательской деятельности детей старшей группы с ОНР.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и  родителями в рамках проекта.
  3. Создать оптимальные условия , влияющие на развитие исследовательской деятельности.
  4. Представить результаты проекта педагогическому сообществу.

Формы работы с детьми:
- Проблемно-поисковые ситуации;
- Интегрированная деятельность;
- Индивидуальная деятельность ;
- Творческие задания ;
- Чтение познавательной литературы ;
- Совместное изготовление поделок;
- Эвристически е беседы.

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей "Маленькие изобретатели"; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме "Сегодня фантазеры – завтра изобретатели"; разработан  перспективный  план  работы с детьми и родителями (в рамках проекта); участие в конкурсе "Самое необычное изобретение"

Объект: творческо-исследовательская деятельность .
Предмет: организация творческо-исследовательской деятельности детей с ОНР.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие"

Активизация словаря : конструктор , исследователи , фантазеры ,изобретатели ,изобретения, Иван Петрович Кулибин, "человек-изобретатель", наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность; древность, старина, современность.

Содержание проекта
Этапы реализации проекта

Подготовительный этап
(информационно-накопительный)
Основной этап
(практический)
Заключительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
– ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед
− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
− работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
− проведение занятий;
− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
− рисование с детьми на тематику "Маленькие изобретатели"
 Презентация проекта.
Анализ результатов проекта.

 

Организация развивающей среды:
-подбор иллюстраций с изображением знаменитых изобретений и портретов изобретателей;
-оформление библиотеки познавательной литературы по теме проекта;
-оформление альбома " На чем люди ездили в прошлом"

Работа с родителями :
Знакомство с темой проекта;
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта;
Сбор материала по теме (энциклопедии , иллюстрации, фотографии);
Чтение книг об изобретателях и изобретениях.

Физминутка.
Импровизация движений в такт стихотворению.
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Тр-р! Стоп! Разворот!
На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолёт летит, в нем мотор гудит: "р-р-р".   

Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте),
Будем транспорт называть.
По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши)
Машина, автобус и поезд
(вращают перед собой воображаемый руль)
Самолет идет на взлет
(поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями)
Корабль по морю плывет
(соединяют ладошки, изображая нос корабля, при этом слегка покачивают руками,
как будто корабль качается на волнах).

Перспективное планирование работы по реализации проекта

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

1 половина дня
(Образовательная область познавательное развитие )
НОД
 "Мы – исследователи"

2 половина дня
(Образовательная область познавательное развитие, речевое развитие ) Работа с энциклопедиями:
"Моя первая книга о технике" , Москва . РОСМЭН , 2005
"Изобретение и великие события", БЕЛФАКС

1 половина дня
(Образовательная область познавательное развитие )
НОД
 "Мы- изобретатели"  

2 половина дня
(Образовательная область познавательное развитие, речевое развитие)
Дидактическаяигра"Изобретениячеловека"
Загадки об изобретениях И.Кулибина

1 половина дня
(Образовательная область познавательное развитие )
НОД
 "История транспорта.
 Авто будущего"    

2 половина дня
Художественно-продуктивная деятельность
"Дорисуй интересные детали для велосипеда"
Расскажи о своем изобретении.

1 половина дня
(Образовательная область Социально-коммуникативное развитие)
Сюжетно-ролевая игра "Изобретатели"
Экскурсия "Робототехника"2 половина дня
(Образовательная область речевое развитие)
Чтение сказки "Приключение Незнайки в Солнечном городе"
Н.Н. Носов

1 половина дня
(Образовательная область речевое развитие
Чтение художественной литературы
 "Если бы я был автобусом" ,
А. Гиневский.  

2 половина дня
Художественно-продуктивная деятельность
(рисование, аппликация , бросовый материал))
"Чудомобили"

 

Заключительный этап
Таким образом, подводя итоги работы над проектом, мы пришли к выводу:
Наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования  представлений детей старшего дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира.
У детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр .
Дети проявляли фантазию, воображение и творчество в продуктивной деятельности, развивали конструктивные навыки через изобретение построек из конструктора "Лего".
Дети научились: сравнивать, анализировать, обобщать.
Знания приобретенные детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта. Дети-исследователи, изобретатели, фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа. Родители стали активными участниками творческого процесса .

Ресурсное обеспечение проекта.

  1. 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. 2010.
  2. 2. Тугушева Т.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. 2010.
  3. 3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет. 2011.