Конспект коррекционного занятия для детей с задержкой психологического развития (вид 7.1) на тему: "Коррекция агрессивного поведения у детей 7-9 лет"

МБОУ "СОШ №54 г. Челябинска", г. Челябинск, Челябинская область

Педагог-психолог

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Абрамовских Е.С. Конспект коррекционного занятия для детей с задержкой психологического развития (вид 7.1) на тему: "Коррекция агрессивного поведения у детей 7-9 лет" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030082.html (дата обращения: 19.04.2024 ).

 

Цель: Снижение уровня агрессивности у детей 7-9 лет
Задачи:

  1. Снижение уровня агрессивных реакций;
  2. Развитие эмоционального интеллекта;
  3. Освоение способов произвольной регуляции поведения;
  4. Формирование позитивных поведенческих стереотипов;

Форма занятия: групповая (4-6 человек)
Участники: учащиеся 2-3 классов
Методы проведения: арт-терапевтические методики, психогимнастические упражнения, сказкатерапия, коррекционные упражнения, релаксационные упражнения.

Ход занятия:
Добрый день, давайте начнем наше занятие!

Упражнение 1: Торцевание из бумаги
Цель: Снижение уровня агрессивных реакций с помощью арт-терапевтической техники
Материалы: квадраты размером 1*1 из гофрированной бумаги, плоские фигуры из пластилин и небольшая тонкая палочка, музыка.
Во время выполнения упражнения осуществляется музыкальная терапия: включается музыка для гамонизации эмоционального состояния. Возможные варианты произведений: И.С. Бах "Прелюдия №1", Л. Ван Бетховен "Соната №5 для скрипки "Весенняя", Ф.Мендельсон "Концерт для скрипки, 2 часть", П.И. Чайковский "Концерт №2 для фортепиано, 2 часть", звуки природы.
Детям на выбор предлагается слепить самим или можно дать готовые заготовки фигурок из пластилина плоской формы.  На середину квадратика из гофрированной бумаги ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, крепим к пластилину, и только тогда вынимают стержень.  Каждую следующую торцовку крепим рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Ставить торцовки следует таким образом, чтобы они не стесняли друг друга. Но просветов также быть не должно.

Упражнение 2:  Психогимнастика "Подарок под елкой"
Цель: Развитие эмоционального интеллекта, управление эмоциями, расслабление мышц лица
"Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Упражнение 3:  Психогимнастика "Драка"
Цель:Освоение способов произвольной регуляции, расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

Упражнение 4: Телесно-ориентированная терапия "Заземление".
Цель: Освоение способов произвольной регуляции, снятие мышечного напряжения.
 Расставьте ноги на четверть метра, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в пояснице вперед. Согните колени и коснитесь пальцами пола. Перенесите весь свой вес на пальцы ног. Глубоко дышите через рот. Медленно распрямите ноги, но не до конца. Глубоко дыша, удерживайте эту позу, пока ваши ноги не начнут дрожать. Прочувствуйте контакт с почвой под ногами. Распрямляйтесь очень медленно, позвонок за позвонком.

Упражнение 5: Сказка "Чудо-кактус"
Цель: Формирование позитивных поведенческих стереотипов, гармонизация эмоционального состояния
Материалы: терапевтическая сказка Сучковой Н.О. "Чудо-кактус", пластилин,
зубочистки, шаблоны цветов из цветной бумаги, салфетки для рук.
Сказка "Чудо-кактус"
На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалось огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз "ойкал" от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли кактус "Дерущаяся Злюка". Из-за всех углов только и слышалось: "Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка!" или "Дерущаяся Злюка опять подрался!", "Дерущуюся Злюку чаще нужно наказывать, вот тогда он перестанет вредничать". Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов... и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал смеяться и петь песни. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючки становились меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку все стали называть ЧУДО-КАКТУС.
Творческая работа.
Сейчас мы с вами будем работать с пластилином. Возьмите пластилин, из которого вы будете лепить кактус. Представьте себе, что он чувствовал, когда был один, какие эмоции испытывал. Вылепи его из пластилина. Какие у него были колючки и почему? Что с ним произошло потом? Украсьте свой кактус цветами.

Рефлексия: Пусть каждый из вас поразмышляет о том  как изменилось его психическое состояние и расскажет нам как он себя чувствует в конце занятия.
Всем спасибо за работу, до встречи на следующем занятии!

Список литературы:

  1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии]// Клуб. – 2001. - №6. – с.39.
  2. Журнал: Вестник практической психологии образования № 4 (45) октябрь-декарь 2015 г, стр 95-96
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - С.Пб.: Речь, 2007.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 190 с., ил
  5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - 4-е изд. - М. Генезис, 2013. - 176 с.: ил
  6. Психологические сказки, интернет ресурс