Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зачем одуванчику "парашютики" (для детей старшей группы)

Структурное подразделение "Детский сад №49" ГБОУ СОШ №21 города Сызрань Самарской области, г. Сызрань, Самарская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Панкратова Т.В. Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зачем одуванчику "парашютики" (для детей старшей группы) // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030070.html (дата обращения: 24.04.2024 ).

 

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Социально – коммуникативное развитие", "Речевое развитие"
Цель: Знакомить детей с представителями растительного мира родного края  – одуванчиками.
Задачи:
Познавательное развитие:
1) развивать наблюдательность, формировать умение рассматривать объект наблюдения;
2) расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке, о его характерных особенностях размножения.
Речевое развитие:
1) обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семена, одуванчик, парашют, стебель, солнце, сорняк, бутон;
2) формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
Социально – коммуникативное развитие:
1) формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;
2) формировать навыки общения с взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.
Физическое развитие:
1) формировать общую выносливость, координацию движений, внимание;
2) упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом. 
Советы педагогу:
Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте, где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.
Методы и приемы:
Практические: элементарные опыты;
Наглядные: наблюдение, рассматривание картинок и иллюстраций;
Словесные: художественное слово, вопросы, беседа, рассказ педагога;
Игровые: подвижная игра.
Материал и оборудование: 
предметные картинки с изображением одуванчиков на разных стадиях развития.
Формы организации совместной деятельности:
Коммуникативная: беседа об одуванчиках, чтение стихотворений про одуванчики, отгадывание загадки, рассказ воспитателя про одуванчики;
Познавательно-исследовательская: наблюдение за одуванчиками, опыт "Полет семян одуванчика";
Двигательная: подвижная игра.
Логика образовательной деятельности:

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель задает вопросы детям: "Ребята, а вы любите ходить в гости?
Как надо вести себя в гостях?"
Дети отвечают на вопросы воспитателя Сформирование эмоционального интереса
2 Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: "Сейчас мы с вами пойдем в гости, а к кому, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На лужайке, возле леса, расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко, на зеленой ножке.
А как только подрастут шапочки наденут - мягкие, воздушные -
ветерку послушные!"
Высказывания  детей Дети называют правильный ответ: одуванчики
3 Воспитатель: "Да, мы с вами пойдем в гости к одуванчикам. Кто подскажет, где растут одуванчики?"  Высказывания  детей Дети называют правильный ответ: на полянке
4 Воспитатель предлагает детям выйти на улицу и пройти на полянку с одуванчиками: "Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас:
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки скок, скок, скок! -
Раскатились, убежали,
Одуванчиками стали"
Дети совместно с воспитателем выходят на улицу и находят полянку с одуванчиками Развивается наблюдательность, формируется умение рассматривать объект наблюдения;
сформирование эмоционального интереса
5 Воспитатель проводит беседу с детьми: "На что похожи цветы одуванчика? (Шарики, солнце, яркие лампочки)
Потрогайте их нежно рукой. Что почувствовали ваши ладошки? Какие шарики на ощупь? (пушистые, мягкие)
Посмотрите, как растут одуванчики поодиночке или семейками? Одуванчики – дружные цветы, растут кучками, но они не все одинаковые. Чем они отличаются друг от друга? (Одни цветы пушистые, они раскрылись, другие - ещё бутоны. Одуванчики отличаются высотой и толщиной стебля)
Предлагаю вам охватить семейку ладошками. Что ещё, кроме жёлтых цветов оказалось в ваших ладошках? (Листочки)
Посмотрите на листочки. На что они похожи? (на елочку из треугольников и, треугольники, как будто бусы, нанизаны друг за другом)
Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на поставленные вопросы и рассматривают желтые одуванчики Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе наблюдения;
формируется умение рассматривать объект наблюдения;
обогащается словарный запас: цветок, солнце, одуванчик, бутон, стебель;
расширяется кругозор; формируются представления об одуванчике как о цветке.
6 Воспитатель: "Сейчас ещё много желтых цветков одуванчика, а через несколько дней все жёлтые шапочки превратятся в белый пух.
Одуванчик придорожный
Был, как солнце, золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Он летит над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Одуванчику, как другу,
Долго я машу рукой:
- Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна"
Воспитатель обращает внимание детей на белые пушистые одуванчики: "В каждой золотисто - желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Белые пушинки одуванчика – это его семена. Где они упадут на землю, там следующей весной вырастут новые цветы. Поэтому одуванчиков всегда много и поэтому их считают сорняками"
Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают белые пушистые одуванчики Развивается наблюдательность, формируется умение рассматривать объект наблюдения;
сформирование эмоционального интереса;
обогащается словарный запас: цветок, семена, одуванчик, парашют, сорняк;
расширяется кругозор; формируются представления об одуванчике как о цветке, о его характерных особенностях размножения.
7 Воспитатель: "Ребята, послушайте стихотворение:
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял - и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы"
Дети внимательно слушают воспитателя Сформированы умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения
8 Воспитатель предлагает подвижную игру "Догони одуванчики":
"С помощью считалочки выбираем 2-3 детей - "ветерок". Остальные будете белыми одуванчиками.
Стали одуванчики расти. Вырасти они большими.
Большие одуванчики повернули свои головки к солнышку. Солнышко их греет, и одуванчики зреют.
Созрели одуванчики. А теперь я на одуванчики дуну. Их семена – парашютики полетят в разные стороны"
Дети внимательно слушают воспитателя и выполняют движения по тексту:
дети садятся на корточки. дети начинают медленно вставать;
дети выполняют повороты головы влево – вправо; дети разбегаются их догоняют дети – "ветерок"
 (игра проводиться 2 – 3 раза)
Обеспечена потребность в движении.
Снята психо-эмоциональная напряженность.
Сформированы положительные эмоции при физической активности.
9 Воспитатель предлагает провести опыт "Полет семян одуванчика":
"Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На траву, на цветы, на меня"
Дети выполняют опыт и проводят наблюдение расширяется кругозор, сформированы представления о характерных особенностях размножения одуванчика
10 Воспитатель предлагает вернуться в группу и далее проводит беседу: "А почему же семена одуванчика называют парашютиками? Что такое парашют?"
(Устройство с раскрывающими в воздухе зонтообразным куполом для прыжка с самолета). Значение слова "парашютист" воспитатель объясняет детям упрощенно. Воспитатель показывает рисунок с изображением настоящего парашюта. У настоящего парашюта несколько строп, а у семян одуванчика одна"
Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают рисунок с изображением настоящего парашюта Развивается наблюдательность; формируется умение рассматривать объект наблюдения;
обогащается словарный запас: семена, одуванчик, парашют
11 Воспитатель показывает детям картинки с изображением желтого и белого одуванчиков и подводит итог: "У одуванчика есть цветок (желтого цвета), зеленый стебелек и резные, длинные листья. Когда одуванчик созреет, цветок у него становится белым, пушистым. Если на него дунуть, то парашютики - семена разлетятся в разные стороны. Там, где парашютик упал, вырастит новый одуванчик" Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают картинки с изображением желтого и белого одуванчиков Развивается наблюдательность; формируется умение рассматривать объект наблюдения
12 Воспитатель предлагает детям послушать сказку об одуванчике Дети садятся на стулья и внимательно слушают воспитателя Формируется умение внимательно слушать воспитателя

 

Список используемой литературы:

  1. Гу­бано­ва Н.Ф. Иг­ро­вая де­ятель­ность в дет­ском са­ду. – М.: Мо­за­ика-Син­тез, 2006
  2. Ды­бина О.В. Ре­бенок и ок­ру­жа­ющий мир. Прог­рамма и ме­тоди­чес­кие ре­комен­да­ции. – М.: МО­ЗА­ИКА-СИН­ТЕЗ, 2008.
  3. Ды­бина О.В. Ре­бенок и ок­ру­жа­ющий мир. – М.: Мо­за­ика-Син­тез, 2005
  4. Интернет ресурсы: http://skazki.org.ru/tales/oduvanchik/
  5. Интернет ресурсы: http://newchild.dp.ua/biblioteka/stihi-dlya-detei/87-stihi-o-cvetah-oduvanchik.html