Конспект ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Осень в лесу"

МАДОУ "Детский сад №20 "Родничок" комбинированного вида", Московская область, п. Шаховская

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кромская А.И. Конспект ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Осень в лесу" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030065.html (дата обращения: 25.04.2024 ).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к конспекту ООД в подготовительной логопедической группе на тему "Осень в лесу"

Интеграция образовательных областей:
коррекционная работа + познание + социализация + здоровье

коррекционная работа

  • обогащать словарь детей многозначными словами;
  • упражнять в образовании относительных прилагательных;
  • учить согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах;
  • совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-наречий и прилагательных;
  • упражнять в умении проводить звуковой и звуко-буквенный  анализ и синтез слов;
  • развивать слуховое восприятие и внимание.

познание

  • расширять представления об изменениях природы осенью (деревья).

социализация

  • развивать умение действовать в команде;
  • формировать умение вежливо общаться с окружающими;
  • закреплять умение согласовывать свои действия с инструкцией ведущего.

здоровье

  • снятие статического напряжения;
  • профилактика  утомления глаз.

Развивающая среда: компьютер, проектор, экран, презентация,  указка, аудиозапись звуков леса, подносы с палочками и шишками, мяч,  бумажные листья, картинки с изображениями листьев, кассы с буквами.
Предварительная работа: экскурсия с детьми в парк, чтение стихов об осени, деревьях, отгадывание загадок, рисование деревьев, рассматривание картин об осени, занятия по изучению звука и буквы С, актуализация знаний по теме "Осень".
Аудитория: дети 6-7 лет.

Литература(источники):

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи, 2009;  
  2. Османова Г.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений, 2013;
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/02/03/kartoteka-zritelnoy-gimnastiki-v-stikhakh

Образовательная деятельность.
1 .Организационный момент.
Дети входят в группу.
- Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!). А теперь хором повторим:

Собрались ребята в круг, ты - мой друг и я - твой друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.

- ДОБРОЕ УТРО!!!

2. Объявление темы занятия.
- Ребята, какое время года наступило? (осень). После какого времени года пришла осень? (после лета). Какое время года придет после осени? (зима). Назовите признаки осени (Стало холодно. Опадают листья с деревьев…).
-Я хочу вас пригласить сегодня на прогулку в осенний лес. Вы хотите туда попасть? (да) Это сделать очень легко.
Надо сказать  волшебные слова - и мы окажемся в лесу:
Хлопни-топни-повернись - и в лесочке очутись! (выполняют действия).

Включить проектор!!! (слайд 1)

3. Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
А) - Вот мы и в лесу (дети вместе с логопедом подходят к столам). Пойдемте. Сядьте удобно, спинки выпрямите, ноги поставьте ровно, руки положите на стол (дети садятся за столы).
- Посмотрите, ребята, какая осень пришла в лес – ранняя, золотая или поздняя? (ответы детей). Почему вы так думаете? (ответы детей).
- Сейчас я буду говорить предложения, а вы заканчивайте их словами "золотая осень".
В лес пришла (что?) …золотая осень.
Еще недавно в лесу не было (чего?)…
Мы радуемся (чему?)...
Мы очень любим (что?)…
Мы любуемся (чем?)…
Мы говорили сейчас  (о чем?)…
Б)- Скажите, ребята, какие деревья растут в нашем лесу? (елки, березы…) Если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья, то как называется такой лес? (смешанный).

4. Образование относительных прилагательных.
А) - Давайте заглянем на первую полянку  (слайд 2). Сколько на земле листьев и плодов! Как называется такое явление, когда падают листья? (листопад). Почему это происходит? (дерево избавляется от листьев, в которых скопились вредные вещества; чтобы на листьях зимой не оседал снег и ветки не ломались под их тяжестью).
- Если вы сейчас правильно назовете, с каких деревьев эти веточки, то увидите сами деревья. С какого дерева эта ветка, вы догадались? (эта ветка с березы, значит, она березовая…дубовая... рябиновая… ивовая)
- Подумайте, про какое из этих деревьев говорят "столетний"? (дуб)  Почему так говорят? (ответы детей)…. белоствольная? (береза)…. мелколистная? (рябина)…. влаголюбивая? (ива).
Б) – А вот и следующая полянка (слайд 3). И здесь на земле много веточек.
- Назовите правильно веточки - и увидите деревья. С какого дерева эта ветка? (эта ветка с осины, значит, она осиновая…сосновая... кленовая… липовая)
- Я сейчас буду называть деревья, а вы послушайте внимательно и скажите, какое дерево я пропустила? (логопед называет 3 дерева с картинки вразнобой, дети называют пропущенное дерево).

5. Развитие слухового восприятия и внимания (слайд 4).
- Если прислушаться, то в лесу можно услышать множество звуков. Послушайте (прослушивание музыкального фрагмента).
-Какие звуки вы слышали? (Я слышал пение птиц. Я слышал шум ветра…)

6. Уточнение артикуляции и характеристики звука С.
– Мы слышали, как свистел ветер в лесу. А мы сейчас споем свою песенку ветра. Сядьте прямо, распрямите спину, вдыхаем носом, делаем паузу, выдыхаем ртом, плечи не поднимаем (ССССССС).
-Какой звук вы сейчас назвали? (с) (слайд 5)
На экране - артикуляция звука "С".
- Мы уже познакомились с этим осенним звуком на занятиях, а теперь вспомним, какой он?  (Он согласный, глухой, может быть твердым и мягким)

7. Игра "Выложи букву".
- Вспомним правило: "Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем". На ваши столы ветер бросил веточки с деревьев. Выложите из них букву С (дети выполняют задание). Положите веточки на подносы.

8. Подбор слов со звуком "С" в начале и конце слова (слайд 6).
На экране слайд "Солнце за тучками".
- Ребята, посмотрите, над нашим лесом нависли тучки и почти закрыли солнце. Давайте разгоним тучки! Для этого нужно правильно выполнить задание.
- Тучки не простые – на каждой картинка. Назовем их. Названия каких картинок начинаются со звука С (санки, совы, сумка); заканчиваются звуком С (ананас,  автобус).
- А почему вы не назвали картинку "банан"? (потому что в этом слове нет звука С). Вы отлично справились с этим заданием, и солнышко вновь засияло на небе! (слайд 7)

Выключение проектора!!!

- А сейчас пусть наши глазки отдохнут. Следите за моей рукой.

Зрительная гимнастика "Осень".
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать.   

9. Д/игра "Скажи наоборот" (с мячом).
- Я предлагаю вам выйти на полянку и поиграть (дети выходят на ковер).
- Будем говорить слова "наоборот".
Тополь растет быстро, а липа – медленно.
Ель любит, когда сухо, а ива – когда сыро.
У сосны ветви направлены вверх, а у ивы – вниз.
У дуба корни залегают глубоко, а у березы – мелко.
У дуба ствол толстый, а у рябины – тонкий.
У сосны ствол темный, а у березы – светлый.
У дуба желуди легкие, а у ели шишки – тяжелые.
У ели иголки короткие, а у сосны – длинные.
У осины листья широкие, а у ивы – узкие.
- Ребята, вы замечательно справились с этим заданием.

Физкультминутка "Листочки".
Мы листики осенние, на ветках мы сидели
(дети сидят)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
(бегут по кругу)
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(встали)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно садятся на ковер).

Дети проходят за столы.

10. Работа над многозначными словами.
- Ребята, слово "листик" имеет разные значения. Лист растет на дереве, а еще какой он может быть? (лист в книге).
-Шишки бывают тоже разные. Расскажите, какие (шишки еловые, сосновые, шишки на голове).

- Давайте поиграем с еловыми шишками.
Самомассаж еловыми шишками "Шишки"
Мишка по лесу ходил,                      (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил,                 (Кулак-ребро -ладонь)
Много шишек находил,                    (Кулак-ребро -ладонь)
В детский сад нам приносил.           (Кулак-ребро -ладонь)
Раз, два, три, четыре, пять!                (Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть!             (Берут шишки)    
Будем с шишкой мы играть, (Прокатывание шишки между ладонями)  
Между ручками катать!     
 В ручку правую возьмём                (Сильно сжимаем шишку в правой руке) 
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,       (Прокатываем шишку между пальчиков)
Между пальчиков катаем.         
В ручку левую возьмём                (Сильно сжимаем шишку в левой руке) 
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем,        (Прокатываем шишку между пальчиков)
Между пальчиков катаем.
Мы закончили катать,                  (Убираем шишку на край стола)     
Будем дальше продолжать!

11. Работа с кассами букв.
- Не все лесные обитатели еще спят. Отгадайте, кто прилетел на полянку:
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я … (оса) (слайд 8)

Включить проектор!!!

- Придвиньте к себе кассы букв. Выложим слово "оса". Какая первая буква в слове "оса"? Вторая? Какая последняя буква в этом слове? Прочитаем получившееся слово (оса). Сколько всего в нем букв? (3). Сколько здесь гласных? (2) Назовите их. Сколько здесь согласных? (1). Назовите их.
- Уберите первую букву О.  Что получилось?  (СА). Добавьте одну букву так, чтобы получилось слово "САМ". Прочитаем его. Уберите буквы в кассы.

12. Итог занятия.
-Ребята, настала пора возвращаться домой (слайд 9). Давайте вспомним, где мы гуляли. Я буду показывать веточки разных деревьев, а вы будете образовывать нужное слово и вставлять в стихотворение (логопед показывает картинки с разными листьями):

В лесочке (березовом) мы отдыхали,
В лесочке (дубовом) в канаву упали,
В лесочке (еловом) на шишку уселись,
В лесочке (рябиновом) ягод наелись.
В лесочке (осиновом) было красиво.
В общем, весь день провели мы счастливо!

- А теперь выходите сюда (дети идут на ковер). Скажите, что вам понравилось на нашей прогулке (ответы детей). Посмотрите, какой красивый  букет из листьев подарила нам осень! Она начала раскрашивать листья в разные цвета, да не успела закончить работу. Давайте ей поможем. Другую сторону листочков вы раскрасите дома разноцветными красками (в руках логопеда букет из бумажных листьев; каждый ребенок получает листок).
- А теперь скажем волшебные слова:
До свиданья, милый лес, не забудем мы чудес
Ты скорее повернись - снова в группе очутись!

Выключение проектора!!!

- Ну, вот мы снова в нашем саду.