Конспект занятия для подготовительной группы "Планета Земля"

ГБОУ СОШ №10 г.о. Кинель структурное подразделение детский сад "Лучик", г. Кинель, Самарская область

Старший воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ладина Р.С. Конспект занятия для подготовительной группы "Планета Земля" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030043.html (дата обращения: 24.04.2024 ).

 

Приоритетная образовательная  область: "Познавательное развитие".
Интегрированные области:  "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: Дать детям представления об уникальности планета Земля. Развивать познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.

Интеграция образовательных
областей
Задачи
"Познавательное развитие" Формировать представление о планете Земля, об условиях жизни на Земле. Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства воздуха, воды
Развивать логическое мышление, зрительную память, целостное восприятие и произвольное внимание.
"Речевое развитие" Развивать связную диалогическую и монологическую речь. Вызывать речевую активность у ребенка через игру. Воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
"Социально-коммуникативное развитие" Воспитывать чувство гордости за свою планету Земля. Развивать экологическую грамотность детей, воспитывать желание беречь свою планету и природу. Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом и со взрослым.
"Художественно-эстетическое развитие" Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, миру природы. Восприятие музыки, художественной литературы.
"Физическое развитие" Развивать согласованность движений, внимания, быстроты реакции. Снятие эмоционального напряжения.

Методы и приемы:  наглядные, словесные, практические.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, чтение художественной и научной литературы, просматривание презентаций и видеороликов по теме.
Материалы и оборудование:

  • Глобус
  • Предметные картинки с изображением Земли в космическом пространстве и правил поведения в природе.
  • Аудиозапись звуков природы (шум моря), космической музыки, песни "Родная Земля"
  • Прозрачные стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
  • Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
  •  Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.).
  • Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная
  • Сырое яйцо
  • Ложка
  • Ноутбук
  • Костюм для инопланетянина
Логика образовательной деятельности

Воспитатель:

Здравствуй,  солнце золотое.
Здравствуй,  небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, милый мой дружок.  
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую.  
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам  загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)
Дети: Земля.
Звучит космическая музыка и в зал влетает инопланетянин:
 "Здравствуйте, я прилетел  с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной.  Я был на Юпитере  - там слишком холодно, а на Венере – жара и углекислый газ, а на Юпитере ветра ужасные, на  Меркурии очень жарко. Путешествуя, я заметил  вашу  необычную голубую  планету  и решил  увидеть  ее    изнутри, как она называется, что  она из себя представляет?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему гостю, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни. А ты, дорогой наш гость, присаживайся и слушай.
1 ребенок:

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Воспитатель: (картинки с изображением Земли в космическом пространстве на экране)
Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
 Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.
 Воспитатель: ставит глобус на стол. А что же это такое?
Дети: Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Воспитатель: Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: "День и ночь – сутки прочь!".
Воспитатель: Давайте расскажем гостю, что есть на нашей планете.
Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли - атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он?
Дети: На Земле есть воздух, он нужен всем: человеку, растениям, животным. Воздух окружает нас везде, он невидимый.
Воспитатель: Дети, давайте покажем инопланетянину, как мы дышим.
Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки.
Воспитатель: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?
Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?
Дети:  Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Физминутка:           

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: "Ф – Ф — Ф")
Воспитатель: Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает?
Дети: вода. Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра.
Воспитатель: Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, птицам, растениям, деревьям.
Воспитатель: Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру "Четыре стихии". Если я скажу слово "земля", все должны опустить руки вниз, если скажу слово "вода", то вытянуть руки вперёд, на слово "воздух" - поднять руки вверх, на слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим.
Воспитатель: В каких местах есть пресная вода?
Дети:  В реках, в озёрах .
Воспитатель: А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе.
Дети: в океанах и морях .
Воспитатель: Она пригодна для питья?
Дети:  Нет,  потому что  она горько-солёная .
Воспитатель: Да правильно, самое главное- она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Вот сейчас вам покажу, чем соленая вода отличается от простой воды.
Опыт "Соленая- не соленая вода"
Воспитатель: Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я мы не  знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая  (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать).
Физминутка "А над морем мы с тобой" (под звуковое сопровождение "Шум моря")
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над  морем – мы с тобой!
(дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(дети делают плавательные движения руками)
 Воспитатель: Итак ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне их
Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка.(показывают на глобусе)
 Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы.
Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде?
В каких местах очень жарко? (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно? (степи, лесостепи, леса).
А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру  "Правила поведения в природе"
 Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите "Да". Если поступки неправильные, отвечайте "Нет".
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу
Колышек подставлю (да)
Если разведу костер
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убирать забуду? (нет)
Если мусор уберу
Банку закопаю (да)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю (да)
Воспитатель: Ребята, прочитайте стихи о том, как беречь природу, для нашего гостя.
2 Ребенок: Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: "Береги".
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: "Будь с нами добр".
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги".
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги".
И птиц, и рыб я слышу всех:
"Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги".
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
"Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу"
3 Ребенок: Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету
Во всей вселенной
Похожей нету!
Воспитатель: Дорогой пришелец! Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни.  На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть чем питаться. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне"
Есть одна планета-сад
 В этом космосе холодном.
 Только здесь леса шумят,
 Птиц скликая перелётных,
 Лишь на ней одной цветут,
 Ландыши в траве зелёной,
 И стрекозы только тут
 В речку смотрят удивлённо.
 Береги свою планету –
 Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля – 22 апреля. Дети встают в хоровод под песню "Родная земля", затем вместе с пришельцем  уходят из зала.