Технологическая карта НОД по аппликации в старшей группе

МДОУ "Детский сад "Улыбка" г. Надыма", г. Надым, Тюменская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Варыпаева С.С. Технологическая карта НОД по аппликации в старшей группе // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030040.html (дата обращения: 20.04.2024 ).

 

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
Возраст детей, группа 5-6 лет, старшая группа
Тип НОД Открытие нового знания
Тема НОД "Одежда для жителей Бумажной страны Симметрии"
Цель -познакомить детей с приёмом двойного симметричного вырезания;
- побуждать детей к анализу результатов своей работы и работ других детей;
-закрепить понятие симметрии, симметричных предметов, оси симметрии;
-создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли; способности к волевым усилиям и следованию социальным нормам поведения.     
способствовать развитию воображения, сравнения, анализа;
-развивать умение вырезать, обращаться с ножницами
-содействовать развитию умения  учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других, адекватного проявления своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умения  действовать в коллективе.
Материал Демонстрационный: картонные человечки без одежды (мальчики в брюках без рубашек, девочки в купальниках без платьев), картинки с изображением симметричных предметов: бабочка, снежинка, листья, цветы, звезда,  и несимметричных предметов: разводной гаечный ключ, серп, саксофон, раковины моллюсков.
Раздаточный: на каждого ножницы, квадраты цветной бумаги, трафареты рубашки и платья по числу человечков из картона, клей, простой карандаш.
Предполагаемый результат Дети умеют вырезать симметричные предметы приёмом двойного симметричного вырезания.

 

Этапы Деятельность воспитателя Методы, приемы Деятельность воспитанника Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
Этапные задачи: Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
Сформировать и зафиксировать "детскую" цель – помочь жителям симметричной страны.
I. Введение в ситуацию Воспитатель спрашивает у детей:
- Ребята, вы любите сказки?
- Хотите послушать сказку о Бумажной стране? В одной сказочной стране было всё из бумаги: деревья, цветы, дома, бабочки, птицы. Даже жители были из бумаги. И во всём в этой Бумажной  стране была одна особенность - всё было симметрично. Но однажды налетел на эту страну сильный ураган. Ураган принёс много чужих предметов из соседней страны – несимметричной страны.
Воспитатель обращает внимание на доску
 (На доске человечки из картона без одежды, картинки с изображением симметричных и несимметричных предметов.)
Воспитатель говорит:
- Смотрите, какой беспорядок устроил ураган. Теперь человечки не могут жить в этой стране, как прежде. Ребята, вы хотите помочь жителям страны?
- Вы сможете это сделать?                                                            
- А что для этого нужно сделать?
беседа Дети сидят на стульчиках.
Дети отвечают:
-Да! . Дети фиксируют детскую цель помочь жителям страны
Сможем!
Убрать чужие предметы, навести порядок. 
Личностные (внутренняя позиция ребенка к деятельности),
Коммуникативные (учет позиции собеседника)
Ответы на вопросы:
Хотите помочь?
Сможете?
Этапные задачи: актуализировать мыслительные операции - сравнения, анализа, а так же знания о симметрии предметов, необходимые для построения нового способа действия.
II. Актуализация знаний Воспитатель предлагает детям  рассмотреть: - Какие предметы в этой стране чужие?
-А какие предметы называются несимметричными?
- Давайте выберем все несимметричные предметы и  уберем их из Бумажной страны Симметрия. - А теперь давайте проверим все ли несимметричны предметы мы убрали из Бумажной страны Симметрия и почему вы выбрали именно эти предметы.
Наглядный
Практический
словесный
Дети подходят к доске рассматривают, сравнивают, делают вывод:
-Несимметричные предметы
-Это предметы, которые имеют разные половинки, у которых нет оси симметрии
Дети выбирают несимметричные предметы и убирают их с доски.
 
Дети объясняют свой выбор. (Я хочу убрать  серп (гаечный ключ, ракушку), так как у него нет оси симметрии, он несимметричный.)  
Познавательные
(сформированность логических действий) Регулятивные (умение принимать и сохранять задачу взрослого;
умение планировать свое действие;
умение оценить правильность выбранного действия;
умение осуществлять контроль по процессу деятельности) Личностные (развитие познавательных процессов) Коммуникативные (владение умение сотрудничать  со сверстниками и взрослыми; умение согласовывать взаимодействие со сверстниками и взрослыми)
Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий
Этапные задачи: формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.  
III Затруднение в ситуации Воспитатель говорит детям:
- Ребята, а вы больше ничего не замечаете необычного в этой Бумажной стране Симметрии?
- Куда пропала их одежда?
- Как же им можно помочь?
-Где нам достать одежду для жителей Бумажной страны?
 - Действительно, мы можем вырезать из бумаги. Какую одежду нам надо вырезать? - Давайте вырежем платья девочкам и рубашки мальчикам. Как вы думаете, какие платья и рубашки должны быть у жителей Бумажной страны Симметрии? - Вы сможете вырезать такую? - Давайте попробуем. - Получились у вас симметричные платья и рубашки? 
- Как вы думаете, почему вы не смогли их вырезать?
- Значит, что нам надо научиться делать?
Словесный
Практический
Дети наблюдают и говорят:
- Человечки в этой стране без одежды.
-Одежду унес ураган. - Нужно найти им одежду.
-Вырезать из бумаги

-Платья для девочек, рубашка для мальчиков -Платья и рубашки должны быть у жителей Бумажной страны Симметрии симметричные. Да! (Нет) Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с квадратами цветной бумаги, ножницами, простыми карандашами, клеем (дети выполняют пробное действие). -Нет.
-Мы не умеем вырезать симметричную одежду. -Вырезать симметричную одежду.
Познавательные
(сформированность логических действий) Регулятивные (умение принимать и сохранять задачу взрослого;
умение планировать свое действие;
умение оценить правильность выбранного действия;
умение осуществлять контроль по процессу деятельности) Личностные (развитие познавательных процессов) Коммуникативные (владение умение сотрудничать  со сверстниками и взрослыми; умение согласовывать взаимодействие со сверстниками и взрослыми)
Получилось?
Почему не получилось?
Что нужно сделать?
Этапные задачи: познакомить детей с приёмом двойного симметричного вырезывания; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом "Если не знаем, спросим у того, кто знает"; развивать умение фиксировать новое знание (алгоритм действия) в речи.
IVОткрытие нового знания или способа действий Воспитатель задает вопрос: как можно узнать то, что не знаешь? -У кого будите спрашивать?
 - Ну что же, слушайте внимательно. Чтобы вырезать симметричный предмет, нужно сложить бумагу- заготовку пополам. Одной рукой держим за сгиб, а другой вырезываем.
 
- Ребята, как  вы думаете, где же здесь будет ось симметрии?
- Верно, осью симметрии будет линия сгиба заготовки.
 - Так же в изготовлении одежды вам помогут вот эти трафареты - выкройки.
 - А как нам поможет выкройка? - К какой линии на заготовке нам нужно её приложить?
- Ребята, теперь вам понятно, как можно вырезывать симметричные предметы? - Теперь вы сможете вырезать симметричные рубашки и платья?
Наглядный
Практический
словесный
Дети выбирают способ действия "если что то не знаю, то можно спросить у того кто знает  и др."
-Спросим у воспитателя. Дети пробуют вырезать произвольные предметы (квадраты, листики) вместе с педагогом. Дети отвечают: линия сгиба -Ее можно обвести и по получившейся линии вырезать одежду.
-К линии сгиба. Дети с помощью воспитателя повторяют алгоритм действия: "Складываем заготовку пополам. К линии сгиба прикладываем трафарет-выкройку и обводим ее карандашом по контуру. Вырезаем по полученной линии. Разворачиваем – получилась рубашка (платье) для человечка". -Да!
Коммуникативные (владение монологической и диалогической речью; умение согласовывать взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение сотрудничать  со сверстниками и взрослыми) Личностные  
(внутренняя позиция в  деятельности;
развитие познавательных процессов; понимание причин успеха/неуспеха; мотивация к учению) Регулятивные
(умение планировать свои действия, согласно поставленной цели;
умение принимать и сохранять задачу взрослого;
умение оценить правильность выбранного действия; Познавательные
(умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
сформированность логических действий
Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.
Этапные задачи: использовать новый способ действия совместно с освоенными ранее с проговариванием вслух.
V Введение новых знаний в систему знаний Воспитатель говорит:
 -Давайте вырежем симметричную одежду для жителей Бумажной страны симметрии. - Что нам нужно сделать сначала? - Что будем делать потом? - Выберете для себя трафарет.   - Вот теперь можно вырезывать.
- А как же нам теперь сделать, чтобы ураган больше не сорвал одежду с жителей Бумажной страны симметрии?
- Ну, тогда выбирайте себе человечка и приклеивайте ему одежду.
- Ребята, одежда, которую вы изготовили, такая красивая!Как вы думаете, она понравится жителям Бумажной страны симметрии? - А почему? - Вы такие молодцы.
Наглядный
Словесный
контроль
Дети садятся за столы. -Сложить заготовку пополам.

- Прикладывать трафарет к линии сгиба и обводить его карандашом.) Часть детей  обводят трафарет рубашки, часть детей - трафарет платья. Дети выполняют действие. -Можно её приклеить. Дети выполняют действие. -Мы думаем понравиться. -Она красивая, симметричная, подходит жителям страны, человечки любят такую одежду.)
Личностные
(умение ориентироваться на моральную норму;
умение ориентироваться на мотивы героев;
развитие инициативы) Регулятивные
(умение оценить правильность выбранного действия или поступков;
умение воспроизводить образец) Познавательные
(умение использовать знаково-символические средства;
обращение к опорным знакам и эталонам) Коммуникативные
(умение согласовывать взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умение сотрудничать  со сверстниками и взрослыми)
Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.
Взаимоконтроль
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии; фиксирование детьми достижения "детской" цели - помочь жителям Симметричной страны.
VI Осмысление (итог)  Воспитатель собирает детей около себя и беседует с ними: 
-Ребята, где вы побывали сегодня и кому помогли?
- Чем вы им помогли?  - А почему вы смогли это сделать? - Что ещё вы сможете вырезать таким же способом, как и симметричную одежду?  - Ребята, а почему еще вы смогли помочь жителям Бумажной страны? Молодцы!
Словесный Дети говорят: -мы побывали в Бумажной стране и помогли ее жителям
-Изготовили для них одежду
-Мы узнали способ вырезывания симметричных предметов -Все симметричные предметы, например, бабочек, цветы и т.д. -Мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем)
Личностные
(понимание причин успеха/неуспеха) Регулятивные
(умение осуществлять контроль по результату деятельности;
Умение оценить правильность выбранного действия) Познавательные
(умение      устанавливать причинно-следственные связи) Коммуникативные
(владение монологической и диалогической речью;
учет позиции собеседника)
Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли? Почему смогли?
Комментарий Была проведена предварительная работа: НОД по ФЭМП "Симметричные и несимметричные предметы. Ось симметрии".