Развитие изобразительных и технических навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной творческой деятельности с родителями в студии "Мастерилка"

МКДОУ детский сад №28, Свердловская обл. г. Ревда

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Щипачева Т.А. Развитие изобразительных и технических навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной творческой деятельности с родителями в студии "Мастерилка" // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030029.html (дата обращения: 19.04.2024 ).

Гуманизация педагогического процесса предполагает, что в центре всей учебно – воспитательной деятельности должен стоять ребёнок, удовлетворение его потребностей в деятельности, общении, познании, приобретении разнообразных навыков и умений, развитие его способностей, образных представлений, воображения, творчества, создания обстановки психологического благополучия, счастливого детства. При этом одной из главных задач общественного дошкольного воспитания остаётся задача подготовки детей к широкому вхождению в жизнь и прежде всего к переходу в школу. Большое значение имеет преемственность дошкольного образования и начальной школы в формировании художественно – творческих способностей.

В младшем дошкольном возрасте интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляет изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, трудно догадаться, что изображает ребёнок. В лепке дети могут создавать изображения путём отщипывания, отрывания комочков, скатывая их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, одежде не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. "Какая разница, - считают они, - раньше или позднее он пойдёт, будет держать карандаш и рисовать, когда начнёт читать. Чего с этим спешить? Придёт время научиться всему". В действительности это далеко не так. Лишая ребёнка в силу незнания и традиций своевременного и полноценного развития в дошкольном возрасте, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным. Вот почему нужно начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное, когда разумные заботы родителей дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всём желании нельзя сталь же успешно вырастить позднее.

Первое условия развития творческих способностей – раннее начало. Насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. В этом состоит второе важное условие эффективного развития способностей. Третье условие – самостоятельный выбор деятельности, материала. Считается, что принуждение – враг творчества. Но при этом не следует упускать возможности присоединиться к детским занятиям, порадоваться вместе с ними каждому шагу вперёд, каждому маленькому успеху. Ещё одно условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. 

Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребёнка, психику детей вообще, учёные отмечают больше стимулирующее значение функции руки и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. На основе проведённых исследований выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев  соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. Проведя наблюдения и обследование детей в 1 младшей группе (2 – 3 года) я выявила ряд фактов недоразвития тонкой моторики рук:

  • затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой, изолированный характер их работы;
  • плохая координация сплошных движений; несовершенство процессов контроля и регуляции движений.

Всё вышеизложенное обусловливает необходимость целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости,  начиная с  раннего дошкольного возраста. Интересной и результативной формой работы по данному направлению явилась организация функционирования студии "Мастерилка".

Наиболее доступным и привлекательным для детей является лепка из различных материалов: пластилина, солёного теста, теста для лепки. Данные материалы пластичны, лучше поддаются различным техническим приёмам: раскатыванию, растягиванию, отщипыванию и др. Не менее любимым занятием малышей является работа с бумагой. Они с удовольствием рвут, мнут, режут бумагу, склеивают из полосок различные поделки: цепочки, капельки. Выполняют аппликацию из готовых форм.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают своё отношение к ним. Такую направленность изо деятельность приобрела и нашей студии, когда малыши создают что – то для других (поделки, игрушки, изображения своим родственникам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнить лепку, аппликацию как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания, заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах. В процессе изо деятельности у детей воспитываются нравственно – волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Изо деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе. В процессе изо деятельности осуществляется всестороннее развитие, но особое значение имеет эта деятельность в эстетическом воспитании. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства, формирования потребности отразить увиденное в лепке, аппликации.

Список литературы:

  1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 160 с.: ил.
  2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М.: Педагогическое общество России, 2006. 160 с.
  3. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с. (Программы ДОУ; Приложение к журналу "Управление ДОУ" (3)).
  4. Волынкин В.И. Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 441, (7) с.: ил. (Сердце отдаю детям).
  5. Михайличенко Г.Г., Васильева Е.Ф. Способности и дарования на кончиках пальцев // Воспитатель ДОУ. 2009. №12.
  6. Лыкова И.А. Художественное экспериментирование детей 2 – 5 лет // Воспитатель ДОУ. 2008. № 1.