Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках русского языка

МАОУ "СОШ № 10", г. Когалым Тюменской области

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шабанова Е.В. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников на уроках русского языка // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030010.html (дата обращения: 25.04.2024 ).

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий "подготовленность", "обученность", на понятия "компетенция", "компетентность" обучающихся. В настоящий момент важно не просто вооружить детей теоретическими знаниями в области конструктивного взаимодействия, а интегрировать теоретические знания и практические умения.
Младший школьный возраст определяется отечественными психологами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка [3]. Следовательно, формирование коммуникативной компетентности ученика младшего школьного возраста является одной из главных проблем. Ведь дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятный для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое. Поэтому работу по формированию коммуникативной компетентности необходимо начинать с развития связной речи учащихся, так как  именно в процессе речевого общения идет становление и развитие личности ребенка.
Работая с детьми младшего школьного возраста, было обращено внимание на то, что с каждым годом   у детей возникает  все больше и больше затруднений  при общении друг с другом, с окружающими людьми. Ученики не могут высказать свои мысли, чувства, просьбы, в соответствии с речевыми ситуациями. В ходе наблюдений были выявлены причины, по которым у детей возникают проблемы с развитием речи (речевые нарушения, ограниченный словарный запас, средства массовой информации  и компьютерная техника заменяют общение с родителями, быстрая утомляемость и ослабленное здоровье детей, русский язык не является родным языком.). Эти причины  также  мешают успешной учебной деятельности ребенка. 
Поэтому  работу над темой, вынесенной в заголовок данной статьи, нужно начинать с диагностики речевых ошибок, выстроенную на базе  коммуникативного подхода. Проанализиров,  работы учащихся, выяснилось, что преобладают информационно-коммуникативные ошибки, причину можно усмотреть в том, что оперативная память ребенка не справляется с удержанием того, что он написал и еще нужно написать (конструированием).  Конструктивно-коммуникативные ошибки  встречаются при употреблении местоимений в предложении и тексте, количество которых возрастает почти в два раза, что можно объяснить общим смысловым и конструктивным усложнением письменных работ, их жанровым изменением - преобладанием сочинений над изложениями. Наименьший процент ошибок приходится на логико-коммуникативные. Вероятно это происходит, потому, что дети в данном возрасте не оперируют широко причинно-следственными, родовидовыми отношениями и соответственно не употребляют в своей речи сложноподчиненных предложений, отражающих эти отношения. По данным психологов, эти отношения осваиваются позднее.
Анализ результатов  исследования поможет  спланировать работу по формированию коммуникативно-речевой направленности (развитию речи) на уроках русского языка.

Направления работы:

  • воспитание звуковой культуры речи (артикуляционная гимнастика,работа с чистоговорками  и скороговорками, дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха);
  • работа над значением слова (использование словарей и справочников "Будь внимателен", "Проверь себя", "Грамматика для малышей" и т.д., цель которых  дать ответы на вопросы);
  • работа над предложением (распространение, дополнение неоконченных предложений, изменение порядка слов, восстановление деформированного, составление предложения по аналогии, увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания);
  • работа над текстом (написание сочинения)

Конечная цель и ожидаемый результат:

  •  научить детей правильно  использовать в речи известные слова и обороты,  осознанно отбирать их для выражения своих мыслей, а также строить текст по  логическим частям, соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, стараясь не упускать главное в содержании;
  • повышение качества обучения и сформированности   у учащихся коммуникативных навыков.

Особое внимание заслуживает работа над сочинением, так как сочинение должно стать формой выражения собственного "я" ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни. Кроме того, сочинение  оказывает психотерапевтический эффект, поможет снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку. Ученик должен научиться  рассуждать, рассказывать и описывать увиденное, услышанное или прочитанное.   Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей [8].
Хочется выделить такой вид упражнений,  как фотомонтаж. Этот интереснейшая работа представляет собой сочетание нескольких крупных, красочных фотографий по принципу перекликающихся тем.  Отражает динамику жизни, подчеркивает связи, функции предметов и явлений, зависимость одного кадра жизни от другого. Именно поэтому этот вид упражнений может служить стимулом для устных и письменных высказываний учащихся, концентрировать внимание, развивать  творческое мышление. 
Так в четвертом классе предлагаются фотографии, последовательность которых ребята могут самостоятельно установить. Например, по  теме "Отдых", "Экскурсия в лес или парк". Фотомонтаж может быть использован и для создания текстов рассуждений, если он отражает определенные причинно-следственные связи. Данный вид упражнения может выполняться одним учеником или группой учащихся. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создаетна уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества [5].
Психологами доказано, что возраст детей начальной школы самый подходящий для развития основных коммуникативных и творческих навыков, так как именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется то, что сейчас называют креативность.
Таким образом, системная работа по развитию речи способствует формированию коммуникативной компетентности у младших школьников, так как  в процессе формирования навыков связной речи отчетливо устанавливается тесная связь речевого и умственного развития детей: развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Современный подход к проблеме развития речи предполагает формирование прочных и осознанных школьниками основ речевого поведения и культуры. Поэтому  такая система  работы по развитию речи  позволяет ученикам овладеть навыками устной и письменной речи и допускать как можно меньше ошибок.

 

Библиографический список

  1. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 2000.
  2. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 2001.
  3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 2000.
  4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 2001.
  5. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. - М., 2001.
  6. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 2003.
  7. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 2003..
  8. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка - М.: Просвещение, 2005.
  9. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка - М., 2006.
  10. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 2001.