Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников: консультация для воспитателей

Мурадян Екатерина Сергеевна
Богомазова Елена Владимировна

Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ № 6" г. Всеволожска, г. Всеволожск, Ленинградская область
Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ № 6" г. Всеволожска, г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мурадян Е.С., Богомазова Е.В. Влияние нейроигр и упражнений на психофизическое развитие дошкольников: консультация для воспитателей // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 2254574


 

Актуальность.

Уровень детей с невысоким или даже низким показателем речевого развития, дети имеющие проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, со сниженной функцией внимания и памяти часто встречаются в работе воспитателя. Такие трудности сосредоточения и переключения внимания, двигательная недостаточность, затруднения при рисовании, вырезании, конструировании, различные речевые отклонения, нарушение речевого дыхания, мышечное напряжение или, наоборот, гипотония, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств, и особенности эмоциональной сферы особенно ярко проявляются у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для дошкольников в качестве критерия психофизического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Без наличия физического, а также психического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности. Каждый педагог ищет эффективные пути решения данных задач развития как в коррекционных группах, так и в группах общеразвивающей направленности.

Особенности функционирования головного мозга у дошкольников.

Все психические процессы: восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика, координация тела и др. зависят от развития и правильного функционирования головного мозга. И конечно, развивать и стимулировать его необходимо с самого раннего возраста.

Известно, что мозг ребенка анатомо-морфологически мало отличается от мозга взрослого человека, однако в функциональном отношении различия велики. Детский мозг, имея те же блоки и зоны, что и «взрослый», включает их в работу постепенно. Иными словами, многие мозговые структуры у ребенка, присутствуя, не «работают» или «работают» не в полном объеме. При этом необходимо знать, что, не получив определенных стимулов внешней среды, они могут вообще остаться бездействующими, несмотря на отсутствие каких-либо анатомических повреждений. В этом и состоит главная опасность для развивающейся психики. Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, что упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим.

Чем больше нейронных связей образуется в мозге ребенка в детстве, особенно в дошкольном, чем шире спектр деятельности, в которую вовлечён ребёнок, тем продуктивнее работают высшие психические функции (ВПФ). Именно поэтому вовлечение ребенка дошкольного возраста к занятиям нейроиграми и упражнениями имеет колоссальное значение.

Нейроигры: цели и задачи

Нейроигры − это различные телесно-ориентированные игры, которые позволяют через тело (части тела) воздействовать на мозговые структуры.

Современные деятели науки нейропсихологии (например, А.Р. Лурия, А.В. Семенович) с опорой на мозговую организацию ребенка утверждают, что с помощью определенных нейроупражнений и игр развиваются и, если нужно, корригируются несформированные или нарушенные функции головного мозга ребенка. При этом с точки зрения подхода ученых первичное место занимают упражнения для развития крупной моторики, сенсомоторного развития, межполушарного взаимодействия, пространственного ориентирования, зрительно-моторной координации.

Одной из главных целей применения нейроигр и упражнений с детьми дошкольного возраста является активизация развития речи у дошкольников.

Занятия с детьми нейроиграми и упражнениями помогают решать важнейшие задачи психофизического развития дошкольников, такие как:

  • повышать уровень общей работоспособности, снижать уровень повышенной утомляемости, рассеянности;
  • улучшать процессы мыслительной деятельности;
  • исправлять недостатки в речевом развитии;
  • улучшать внимание и память;
  • формировать пространственные представления;
  • формировать функции саморегуляции в процессе деятельности и т.д.;
  • развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение);
  • формировать правильное и согласованное взаимодействие ног и рук;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • формировать межполушарное взаимодействие.

Виды нейропсихологических игр и упражнений, их влияние на дошкольников:

Дыхательные упражнения:

Влияние: улучшают вентиляцию легких, формируют правильное дыхание, развивают самоконтроль и произвольность.

Примеры игр: «Футбол», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри», «Отправь бабочку в полет», «Сдуй снежинку с ладони», «Курочки» и т.д.

Глазодвигательные упражнения:

Влияние: укрепление глазных мышц, расширение поле зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Примеры упражнений: «Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка». «Близко-далеко», «Квадрат» и т.д.

Упражнения для развития мелкой моторики рук:

Влияние: развивают мышцы рук, активизируют речь и межполушарное взаимодействие, оказывают укрепляющее и тонизирующее действие на организм.

Примеры игр: Пальчиковая гимнастика, игры с массажным мячиком, перекрестные движения пальцами, пальчиковые дорожки и шаги, прищепки, сортеры, обводилки по пунктирным линиям, нарисуй двумя руками, проведи дорожку, пальчиковый твистер, рисование, аппликация, пирамидки, межполушарные доски и т.д.

Релаксационные упражнения:

Влияние: снятие напряжения (физического и психического), а также расслабление зажатых, спазмированных мышц.

Примеры упражнений: муравей, мороженое, поймай бабочку, улыбочка, сорока-ворона, кошечка, самолет летит - самолет отдыхает и т.д.

Развитие коммуникативной и когнитивной сферы:

Влияние: развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственного и временного ориентирования.

Примеры игр: «На что похожи наши ладошки», «Сложи картинку из фигур», «Графические диктанты», «Раскрась по цифрам, буквам», «Дорисуй», «Найди отличие», «Расставь точки», «Найди такой же», «Третий лишний», «Верно-неверно», «Разрезные картинки», «Запомни и повтори», «Дубль или мемори» и т.д.

Телесные перекрестные движения:

Влияние: снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, улучшают координацию движений.

Примеры игр: «Перекрестный марш», «Мельница», «Колено-локоть», «Перекрестные шаги», «Тянем-потянем», «Крюки», «Кулак-ладонь-ребро», «Колечки», «Ухо-нос-хлопок», «Нейроскакалка» и т.д.

«Кинезиологические» упражнения:

Влияние: направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных согласованных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.

Логоритмика, ритмопластика, танцевальные элементы, игра «Ухо – нос», «Коза-корова», «Молчу — шепчу — кричу», «Прикосновения»

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, так же создаются устойчивые предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Нейроигры и упражнения

«Нейротаблицы на внимание».

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Игра «Соедини точки».

Цель, которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например, «У Савы кактус, а у Алисы сумка»).

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

«Найди такую же цифру».

Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.

«Узнай цифру на ощупь».

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.

«Составь фигуру».

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

«Большие, маленькие, средние».

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

Зеркальное рисование.

Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Вывод:

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в работе с детьми дошкольного возраста доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста будут полезны всем детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ, при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий.

Результатом нейропсихологических игр и упражнений является улучшение памяти и концентрации внимания, качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной речи, стабилизация эмоционального фона, улучшение физических качеств.

Также игры и упражнения позволяют ребенку стать более внимательным, собранным, спокойным, активизируют мыслительные процессы, благотворно влияют на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.

Все вышесказанное можно обобщить словами известного ученого физиолога И.П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

 

Литература:

  1. Кучугура Е.В. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста // Альманах педагога. Дата размещения: 21.05.2023. URL: https://almanahpedagoga.ru (дата обращения: 19.04.2024).
  2. Лурия А.Н. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
  3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. 319 с.
  4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
  5. Хаванева Г.Г. Нейропсихологические игры и упражнения в практике воспитателя коррекционной группы ДОУ // nsportal − образовательная социальная сеть. Дата размещения: 22.10.2022. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 19.04.2024).
  6. Шилкова А.В. Нейроигры с детьми с ОВЗ на занятиях учителя-логопеда // Солнечный свет. Дата размещения: 20.11.2023. № 324321. URL: https://solncesvet.ru (дата обращения: 19.04.2024).
  7. Шмидт Е.В. Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя – логопеда // Дошкольник.рф. Дата размещения: 21.12.2021. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения: 19.04.2024).