Приглашаем родителей к творчеству

Шакирова Наиля Мударисовна

Воспитатель, МБДОУ «Колокольчик», г. Ноябрьск, Тюменская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шакирова Н.М. Приглашаем родителей к творчеству // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2254138


 

Творчество доступно для всех, творчеству, развитию способностей легче учить, чем переучивать, ломая сложившиеся стереотипы. Ребенок и в год личность, думает постоянно, на каждом шагу решая важные для своего возраста проблемы, ежеминутно сталкиваясь с противоречиями и необъяснимыми законами природы. И тут нужно помочь ребенку в познании мира, научить его думать.

Научные исследования в области философии, этики, психологии, физиологии и педагогики доказывают, что творчество – первооснова жизнеспособности; творчество- двигатель прогресса и цивилизации.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Джанни Родари сказал: «если это интересно − значит полезно». Работать с предметами РТВ (развития творческого воображения), инструментами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) интересно и детям, и родителям.

Все начинается с развития творческого воображения. Так мы изучаем мир. весь мир. Там у нас нет ограничений: можно изучать стол и лягушку, слово и геометрическую фигуру, сказку и характер человека. Вопрос в том, как изучать? Мы твердо знаем несколько важных вещей.

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), а можно поделить на части, причем разными способами: все зависит от наших целей. Если цель – зимний лес – рассмотрим покрытую снегом землю, и деревья, и кусты, и высокое небо, и морозный воздух, и метель, и солнце, и зверей, и птиц. Но каждую часть можно поделить еще на части, и так много раз.

Еще мы знаем, что все системы существуют во времени, они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, меняются. Лучик солнца, пролетевшая птица- могут поменять всю картину.

Построить хорошее системное сравнение- самая сложная часть работы. В этом поможет игра «окно». Например: закрой глаза и представь, что наш дом − это палуба плывущего корабля…

− Открой глаза. Итак, мы на корабле. Да?

− Да!

− А где море?

− Вот за окном, белое, потому что барашки на волнах.

− Нет, море там, где стенка, голубая.

− Небо вверху? Тогда почему там солнце не одно, а несколько?

− Одно, просто оно так между облачками проглядывает.

Поиграв в эту игру со своим ребенком убедитесь в том, что красивые сравнения –системны!

Чтобы передать свои мысли, может просто-напросто не хватить слов. Для этого нужно научиться – включать вдохновение, нажимать на «кнопочки» трех каналов восприятия: зрительного, слухового, осязательного: строить системную картину мира и переводить ее в мир образов; собирать картотеку нарисованных рисунков или символов и черпать в ней недостающие слова, образы, выражения.

Применяя эти несложные рекомендации, вы научите вашего ребенка добывать информацию, узнавать, творить что-то новое, поможете в познании мира, научите думать и принимать позволяющее получить неожиданное и простое решение, предстоящих перед ним задач, т.е. будете способствовать развитию всех качеств ума, что в совокупности составляет «творческие способности».

Изобразительная деятельность − эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей.

Ориентация на личность ребенка, проявление вниманию к его внутреннему миру, забота о его индивидуальных творческих способностях, является непременным условием развития творческой личности.

Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Выразительность детских работ обусловливается прежде всего уровнем знаний детей об окружающем мире и умением создавать образы по мотивам и в технике разных видов творчества.

Рисование − один из любимейших детьми вид художественного творчества. Рисование акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами и фломастерами, пастельными и восковыми мелками помогают детям создать художественные образы игрушек, растений, животных, сказочных героев.

Аппликация − вид изобразительного искусства, богатый не только способами создания образа, но и разнообразием художественных материалов. Бумага - белая и цветная, гладко-крашенная и фактурная, мягкая и грубая… а еще- теплые лоскуты ткани и меха, красивые листья деревьев и лепестки цветов, легчайший пух и вата, золотая соломка и опилки. каждый материал имеет специфические способы обработки и уникальные возможности создания художественного образа, развития творческих способностей ребенка. Бумагу можно не только резать ножницами, но и рвать пальчиками, выщипывать, сминать, закручивать…, а листочки и лепестки уже готовы. Дети творят индивидуально и оригинально, по своим актуальным (сегодняшним) возможностям, учатся обдумывать, планировать и творчески воплощать свои замыслы.

Лепка − наиболее осязаемый вид изобразительного искусства, один из самых доступных видов детского художественного творчества. Дети моделируют фигурки человечков, сказочных героев, всевозможных зверушек и показывают пластилиновые спектакли или рыцарские турниры. Стряпают песочные куличики или съедобные прянички и угощают кукол или друзей и родителей. Создают пластилиновые картины или интерьерные поделки и украшают помещение – к празднику или на каждый день. Тем самым они создают свой особый мир- маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепные фигурки могут двигаться и объединяться в большие композиции- уникальную основу для творческих игр и развлечений. Дети осваивают основные способы лепки: конструктивный (из отдельных частей), скульптурный (из целого куска), комбинированный (сочетающий особенности первых двух техник), из пластин, из модулей, на готовой, рельефной форме. Дети могут лепить из различных из разных пластических материалов- глины и пластилина, соленого и сдобного теста, влажного песка и снега, комочков и кусочков бумаги (папье-маше, формо-пластика (триз-ртв)), учатся планировать свою работу.

А в процессе сотворчества с вами, уважаемые родители, вы позволите своему ребенку быстро «расти» и незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит - ребенок учится», а в интересной увлекательной общей деятельности с вами, поможете развитию его творческих способностей.

При этом дети обретают уверенность в своих силах и получают возможность действовать вместе, учится друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями. Родители и дети видят, что умеют делать «такие красивые» композиции, как настоящие «художники».

 

Литература:

  1. «ТРИЗ»: программно-методическая разработка для дошкольных учреждений / Реуцкая Н.А, Пантелеева Л.В. М.: Научно-методический центр «Дидактика». 1994. 58с.
  2. Дрезина М.Г, Куревина О.А. Навстречу друг– другу. М.: Линка-пресс, 2007. 248 с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.
  4. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазий» / Страунинг А.М, Страунинг М.А. Обнинск, 1996. 26 с.
  5. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Обнинск, 1996. 40 с.