Буква и звук [С]: конспект группового логопедического занятия

Морякова Алина Вениаминовна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад "Светлячок", Чувашская Республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Морякова А.В. Буква и звук [С]: конспект группового логопедического занятия // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения:  13.05.2024).

Заказ № 2247653


 

Цель:

Буква и звук [С].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • ознакомить с буквой и звуком [С]
  • научить выделять слова со звуком [С] в речи;
  • научить определять позицию звука [С] в словах;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать слуховую память.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитать усидчивость, любознательность, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: Карточки для артикуляционной гимнастики, карточки с буквами и чистоговорками, картина для динамической паузы, тематическая картина для развития речи.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент.

-Показали ладошки и поприветствовали друг друга: «Привет»

2. Самомассаж .

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Ловим ветерок носиком и выпускаем через рот»

5. Пальчиковая гимнастика «Колечки»

- Посчитаем колечки ( счет до 10 и обратно)

6. Упражнения на модуляцию голоса.

- Проговариваем чистоговорки меняя голос (громко, тихо, на одном тоне)

Со-со-со , у машины колесо.

Су-су-су , очки у деда на носу.

Сы-сы-сы , тикают часы.

Са-са-са, будет в доме спать лиса.

Се-се-се, бантики в косе.

7. Игра «Угадай»

Знакомство с буквой и со звуком [С]

-Я вам зачитаю слова, слушайте внимательно СУМКА, СОК, САРАЙ, СЫР, СОЛЬ

-Угадайте, что общего у этих слов? Какой звук слышится во всех словах?

-Правильно, звук [С]. Мы сегодня продолжаем говорить про букву и звук [С].

-Как он выглядит? (показываю на карточке)

-Губы в каком положении, где находится язычок, когда мы выговариваем звук [С]? (губы в улыбке, между зубами маленький зазор, кончик языка за нижними зубами, по середине языка чувствуем воздух)

-Какой это звук? (согласный – есть преграда, мы его не можем кричать, глухой-проверяем ладошкой, бывает мягкий и твердый)

8. Игра «Читаем слоги»

АС, ОС, УС, ЭС, ЫС, ИС, ЯС, ЕС, ЮС, ЁС

СА, СУ, СЫ, СЭ, СО, СИ, СЮ, СЕ, СЯ, СЁ

9. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышишь звук [С]

-п, к, ч, л, с, ч, ш,

-па, ча, на, ла, чу, са, со, ло

-кошка, косточка, нос, лопата, девочка, кофта, ложка, ключик

-на скамейке сидела девочка Маша. В руках она держала сладкую вату.

10.Игра «Доскажи словечко»

-придумайте слова на слог «са-….(сад, сарай…) и посчитайте слоги

-на слог «ис-…(история, истребитель, искусство…)

11. Динамическая пауза.

- Игра «Повтори»

-Посмотрите на картину девочки с шариком. На шарике видим букву С. Это девочка с секретом. За картиной письмо от этой девочки. Я читаю текст письма, а вы выполняйте:

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

12. Игра «Составь слова из букв»

-Пишем слова: САНИ, БУСЫ, НОС, СИЛА

-Определяем количество гласных и согласных звуков в каждом слове

-Составляем схему звуков

-Определяем позицию звука [С] в слове

13. Игра «Весёлые предложения»

-Придумываем предложения по картине

-Находим на картине предметы на звук [С]

14. Итог занятия.

- про какую букву и звук мы сегодня говорили? Какие задания были сложные?

- за хорошую и старательную работу я вам дарю наклеечки

- А теперь показали ладошки, попрощались: «Пока» (помахали ладошками)