Сказкотерапия в коррекции нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Юсупова Анна Рустамбековна

Воспитатель ГПД, ГБОУ школа № 25 Петроградского района, г. Санкт-Петербург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Юсупова А.Р. Сказкотерапия в коррекции нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения:  13.05.2024).

Заказ № 2215461


 

«Сказка, – говорил Э. Фромм, — также многогранна, как и жизнь». Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.Б. Брун, Э. Петерсон, В.П. Аникин.

Трудно оценить роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, выразительность), формирует представления об основных принципах связного сообщения.

Так как жизненный опыт умственно отсталых обучающихся весьма ограничен, их речевое развитие идёт за счёт приобретения разнообразных знаний, поэтому чтение книг должно сыграть большую роль в развитии речи.

Пересказы − популярная, но достаточно сложная форма работы по развитию устной речи обучающихся. Пересказ имеет несколько видов, в зависимости от характера текстов, подлежащих пересказу, и от тех мыслительных задач, которые предлагают детям. Подробный пересказ способствует развитию активного словаря детей, формированию фразовой и связной речи. Дается на не слишком коротких текстах. Легки для первых пересказов ритмические тексты, содержащие повторы, например такие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Сегодня разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения «сказочных занятий», направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи: прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

  • длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;
  • в цикле занятий со сказками нет определённого начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;
  • в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;
  • сказки можно повторять через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;
  • сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;
  • необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием. В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребёнка, связной речи, обогатить его воображение. Можно выделить основные направления коррекционной работы при использовании на занятии сказки:

  • формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);
  • развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
  • совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;
  • развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей. Работа со сказкой позволяет педагогу формировать у ребёнка активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать нравственные уроки сказки в свой жизненный опыт, понимать чувства и переживания окружающих и создавать собственные сочинения, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребёнка.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идёт работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которое представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшего развития и социальной адаптации умственно отсталых школьников.

 

Литература:

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей. М., Просвещение, 1977. 208 с.
  2. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия, 1998. 230 с.
  3. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: Информационный центр психологической культуры, 2000. 184 с.
  4. Брун Б.И. Использование сказок в психотерапии. М.2000. 102 с.
  5. Васькова О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. М.: Детство-Пресс, 2011. 112 с.
  6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.:АСТ: Хранитель, 2007. 158 с.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  8. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1970. 160 с.
  9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. - 157 с.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. Екатеринбург: АРДЛТД,1998. 320 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. СПб.: [б. и.], 2000. 96 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 320 с.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: теория и практика по сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998. 352 с.
  14. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. М.: КАРО, 2005. 240 с.