Активное слушание классической музыки как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Байковская Елена Егоровна

Музыкальный руководитель, МДОУ № 11, г. Ухта, Республика Коми

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Байковская Е.Е. Активное слушание классической музыки как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2182809


 

Цель:

Создание условий для творческого развитие детей, посредством активного слушания классической музыки.

Задачи:

  1. Развитие интереса к русской классической музыки и искусству балета.
  2. Коммуникация в процессе коллективного творчества
  3. Формирование образного мышления и творческой фантазии.

 

3 Слайд.

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Звучит музыка из балета «Щелкунчик» на муз. П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Егоровна, я музыкальный руководитель детского сада «Калейдоскоп».

Предлагаю вам погрузиться вместе со мной в мир классической музыки.

Ребята, а классическая музыка, она какая?

(Ответы детей)

Классическую музыку часто используют в театральных постановках, в художественных фильмах, в балете.

Вы когда-нибудь были в театре, на балетной постановке.

(Ответы детей)

Ребята, самой известной новогодней сказкой в которой звучит классическая музыка, является -

«Щелкунчик и мышиный король» - эта сказка с интересным сюжетом немецкого сказочника Эрнста Т.А. Гофмана. Сказка обрела широкого читателя в конце 19 века, благодаря постановке балета на музыку русского композитора-классика П.И. Чайковского.

Вам знаком сюжет сказки «Щелкунчик»?

(Ответы детей)

Давайте я немного расскажу вам сюжет сказки:

Слайды с артистами балета

4. Дядя Мари – Часовщик Дроссельмейер сделал в подарок к Новому году для Мари щипцы для колки орехов и ярко раскрасил эту вещицу. Эта полезная игрушка и есть «Щелкунчик».

  1. Слайд: Устав, от предновогодней домашней суеты,

Мари засыпает и видит сон. Мари мечтает, что игрушка оживет.

  1. А ведь когда- то Щелкунчик был настоящим принцем.

Но из-за ссоры с Мышиной Королевой прекрасный принц, был превращен в игрушку

  1. Злобный Мышиный Король задумал уничтожить Щелкунчика.
  2. Щелкунчик оживает. Он спасает Новогодний праздник в доме Мари, от злобного Мышиного Короля.
  3. Оживший Щелкунчик и девочка Мари встретятся у Новогодней Елки.
  4. А за окнами, будут кружить снежные хлопья и превращаться в лед.
  5. Затем появится добрый волшебник – Часовщик дядя Дроссельмейер. Он растопит лед и украсит новогоднюю елку игрушками и огнями.

Я для вас подготовила видео, из настоящего театра Оперы и балета.

Итак, вашему вниманию, предоставляется:

Сцена из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев» - композитор Петр Ильич Чайковский.

12. ВИДЕО. Внимание на экран.

(Просмотр видео с описанием происходящего на сцене и комментариями музыкального руководителя).

Музыкальный руководитель:

Ребята, а как вы смотрите на то, чтобы здесь и сейчас повторить фрагмент сказки «Щелкунчик», который вы сейчас посмотрели?

Вспомним, что было в начале сцены?

(встреча ожившего щелкунчика и Мари)

В середине? (Танец снежных хлопьев)

В конце? (Выход Часовщика и украшение Елки игрушками)

Что вам больше всего понравилось?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Слайд 13 – 14

Ребята я приготовила для вас театральные костюмы к сказке «Щелкунчик».

Давайте их рассмотрим и определим, какому герою они принадлежат.

(Музыкальный руководитель показывает костюмы.

Дети определяют, какому герою сказки он принадлежит).

А сейчас я предлагаю Вам договорится и распределить роли?

(Самостоятельная попытка ребят распределить роли)

Я спрошу у вас, ребята:

Есть ли среди вас пара- мальчик и девочка, которые хорошо танцуют, понимают друг друга с полуслова и дружат?

Часовщик, должен быть тоже веселый, но одновременно серьезный и ответственный.

Кто у вас самый танцевальный, ритмичный?

У кого хорошая фантазия?

Кто умеет в танце понимать друг друга без слов?

(Использую метод расспроса, и совместно с ребятами, назначаем детей на роли. Дети самостоятельно распределяют роли, а музыкальный руководитель помогает определить выбор детей)

Мальчик - Щелкунчик,

Девочка - Мари,

Девочка - Фея Карамель

Мальчик   - Часовщик.

Группа из 6 девочек- «Снежные хлопья»

Остальные дети – Елочные игрушки, гости Мари.

После дискуссий и распределения ролей, предлагаю детям создать свою балетную постановку.

Теперь, когда вы знаете свои роли, мы идем к стойке (в «костюмерную театра») и примерим костюмы.

После раздаю атрибуты в руки:

Снежным хлопьям – султанчики, для выразительности образа.

Дяде Часовщику – куклу щелкунчик, он делает подарок Мари.

Елочным игрушкам – бубенцы, они издают легкий звон.

(Обговорить с детьми, ход развития сюжета в сказке)

Во время нашей постановки, я буду подсказывать вам ход сюжета, если вы замешкаетесь. Прислушивайтесь ко мне.

Итак, мы создаем свою простановку на тему сказки о «Щелкунчике», на музыку П.И. Чайковского.

Я включаю музыку и мы начинаем свою постановку!

15. Слайд.

Музыкальный руководитель во время звучания музыки, делает комментарии о ходе действия.

1. Часовщик – дядя Дроссельмейер, дарит Мари игрушку – Щелкунчика. (Часовщик - уходит)

2. Мари радуется и танцует с игрушкой.

(Мари - уходит)

3. Летят снежные хлопья, танцуют свой танец. Садятся на пол, покачивают руками.

4. Выходит Щелкунчик, встречает Мари. Они танцуют, затем останавливаются в позе.

5. Снежинки летят вокруг пары и застывают, нависая над парой, как – бы превращаясь в лед.

(в этой сцене, это самый драматичный момент)

6. Звучит выход Часовщика, он жестом просит всех быть тише. Машет фонариком и зовет на елку остальные игрушки.

7. Выбегают игрушки с инструментами и становятся, позади главной сцены с героями. (под проектором)

8. Ледяные хлопья разлетаются и главные герои, просыпаются. Все останавливаются в финальной позе.

(Аплодисменты, поклон).

А сейчас, выход Феи Карамели. Приглашаю девочку, которая выбрала костюм феи. Каждый из вас закроет глаза, и фея прикоснется к вашим ручкам волшебной палочкой. И свершится волшебство. Фея выносит корзинку с «Шуршащими карамельками». (Дети берут в руки самодельные погремушки в форме карамели).

Звучит волшебная музыка «Фея драже» из балета «Щелкунчик».

Дети становятся свободно по залу, в рассыпную и ритмично играют самодельной «шуршащей карамелью», сделанную по типу маракаса. Встряхивать «карамель» следует, на сильную долю и добавить «тремоло». Еще следует предложить детям придумать самостоятельно различные движения тела, варианты ритмического рисунка и способы звукоизвлечения. Используется вид активного слушания – «Элементарное музицирование под классическую музыку».

Музыкальный руководитель:

И в заключении, нашей встречи, я хочу сказать, что все мы должны гордиться нашим русским балетом, знать русских композиторов классиков, таких как Петр Ильич Чайковский.

Ребята, вам понравилась, наша постановка?

Какая деятельность вам особенно запомнилась?

(Ответы, рефлексия, полилоги)

Хотите ли вы показать эту постановку другим ребятам?

Тогда отправляйтесь в группу и удивите друзей, своим спектаклем.

Вы были очень дружны, увлечены и изобретательны в своих фантазиях поэтому заслужили угощение.

(Корзинка с конфетами).