Приобщение к народным играм в деле наставничества молодых воспитателей

Ильина Надежда Васильевна
Осипова Ольга Леонидовна

Воспитатель, МБДОУ № 4 "Солнышко" ЗМР РТ, г. Зеленодольск, Татарстан
Воспитатель, МБДОУ № 4 "Солнышко" ЗМР РТ, г. Зеленодольск, Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ильина Н.В., Осипова О.Л. Приобщение к народным играм в деле наставничества молодых воспитателей // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 2168661


 

Цель: Развитие навыков народной игры и понимание ее важности для молодых воспитателей

Задачи:

  • обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
  • способствовать воспитанию нравственных чувств, любви к своей культуре и творческой деятельности для проведения народных игр в кругу молодых воспитателей;
  • отметить причины необходимости народной игры в ДОУ.

Народная игра – это игра, которая устойчиво характерна, типична для данного народа и признается таковым национальным сознанием. Это игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространённая и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Для молодых воспитателей, о наставничестве которых идет речь, навыки подачи народных игр необходимы по нескольким причинам: 1) так как современный мир имеет свои установки, связанные больше с умственной активностью, детям не хватает физической активности, в которой можно показать эмоции; 2) традиции народа мало сохраняются в современном мире, и поэтому молодые воспитатели – это возможность передать то, что было свойственно изначально для жизни детей, для формирования их личности, их общения, их существования в быту; 3) наше общество – многонациональное – это накладывает большую ответственность и требует знаний игр сразу нескольких народностей.

В нашем учреждении традиция народных игр обязательно передается молодому поколению воспитателей. На одном из последних мастер-классов проводилось три игры опытным педагогом, взятые из жизни отдельных народов: татар, марийцев и русских.

 

1. Марийская игра «Белый заяц»

Ош меран мемнан покшелне,

Ош меран мемнан покшелне,

Йырге пордын савырне,

Йырге пордын савырне.

 

Белый заяц в кругу

Белый заяц в кругу

Вокруг себя покрутись

Вокруг себя покрутись.

 

Ош меран тып-топ тавалте,

Топ тавалте да торшталте,

Йырге пордын савырне,

Йырге пордын савырне.

 

Белый заяц потопай

Потопай и попрыгай

Вокруг себя покрутись

Вокруг себя покрутись.

 

Ош меран мемнам ончал,

Йыр ончал да шып шогал,

Ком йоратет, тудым лук,

Ком йоратет, тудым лук!

  

Белый заяц посмотри на нас

Посмотри вокруг и тихо стой

Кого любишь, того выбирай

Кого любишь, того выбирай.

(Мый йоратем…)

(Я люблю…)

 

2. Татарская игра. «Куян, куян, син кен».

– Куян, син кайда? – Яшел тугайда.

– Куян, син кайда?- Ерак чуллэрдэ.

– Куян, син кайда?-Карлын урманда.

– Куян, син кайда?-Карлы буранда.

– Эйдэгез, дуслар, карны, урманы,

Чулне актарыл табыйк куянны.

– Заяц, где ты?- На зелёном лугу.

– Заяц, где ты?- В далёких пустынях.

– Заяц, где ты?-В густом лесу.

– Заяц, где ты?-В снежную метель.

– Давай, друзья, снег, лес.

В пустыне найдём зайца

3. Русская игра «У медведя во бору».

На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Отметим, что новых народных игр придумывать даже не надо, потому что в запасах наших предков, в богатой истории страны их множество. Но передавать их молодым воспитателям, азарт игры, вовлеченность, умение быть в роли того или иного персонажа – это важная задача в деле наставника. Исходя из тех примеров, которые описаны нами, уже видно, как необходимы такие игры и умение их подать детям в дошкольных учреждениях. Через них можно узнать, как звучит язык народа, занятие народа, местность обитания и при этом не сидеть на месте, схватывать знания во время физической активности.

Молодые педагоги обычно сами стремятся к тому, чтобы заинтересовать детей. Для этого изучают акценты говора, могут наряжаться в национальные костюмы, изучают музыкальное сопровождение, ведут активный образ жизни. А помогают им, поддерживают и наставляют те, кто прошел немалый путь от молодого воспитателя к наставнику.

 

Литература:

  1. Астахова Н. У медведя во бору. Потешки, игры, песенки о животных. М.: Белый город, 50 с.
  2. Васеева Г.В. Использование марийских игр в детском саду. Йошкар-Ола: Марий- ский институт образования, 1997. 120 с.