Этнокультурное образование детей (из опыта работы)

Гусейнова Наида Владимировна

Воспитатель, МКОУ "Прогимназия № 10 "Сказка", г. Хасавюрт, Республика Дагестан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гусейнова Н.В. Этнокультурное образование детей (из опыта работы) // Совушка. 2024. N2 (36). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/36/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 2151438


 

Основой воспитания у детей дошкольного возраста интереса к родному краю является накопление ими социального опыта. Особое место в МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» мы уделяем предметно развивающей среде. В каждой группе есть свой национальный уголок, где собраны книги авторов, символика дагестанской культуры, картотека игр, демонстративный материал.

Реализация этнокультурного компонента в МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» осуществляется в соответствии Региональной образовательной программой дошкольного образования Республики Дагестан М.И. Шурпаевой, М.М. Байрамбекова, А.В. Гришиной. Программа разработана на основе ФГОС ДО. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса используются следующие парциальные программы: «Я и ТЫ» Гусаровой Л.Ф., «Мир вокруг, Познаем наш край родной» Гришиной А.В., «От истоков прекрасного к творчеству» Байрамбекова М.М., «Салам алейкум» Амировой С.К., «Мы учимся говорить по-русски» Халидовой Р.Ш., «Орлята» Исмаиловой У.А.

В нашем ОУ воспитываются дети разных национальностей, национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Дагестана, народном фольклоре, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Национальный контингент дошкольников в МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» следующий:

Аварцы

Кумыки

Чеченцы

Азерб.

Даргинцы

Лезгины

Лакцы

Русск.

Андийцы

187

40

74

9

10

5

3

1

1

 

Работа с детьми по реализации этнокультурного компонента образования проводиться по пяти образовательным областям: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Изобразительная и художественно-трудовая деятельность детей осуществляется с использованием различных материалов, педагогии ведут работу по ознакомлению воспитанников с этнокультурой разных народов, изучают культуру и историю республики во время образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. Воспитанники знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в народные игры, что способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе. В каждой группе оформлены уголки регионального компонента. Оборудование в уголках дагестанской культуры и быта способствует пополнению и закреплению у детей словарного запаса знаний о быте, позволяет детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, так как чем больше органов задействовано в изучении культуры, тем глубже она усвоится. Воспитанники получают знания по этнокультурному компоненту на физкультурных и музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях ОУ, которые включаю в себя народные игры, песни, стихи поговорки на языках народов Дагестана. Организовываются выставки работ детского творчества такие как: «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь!» «Край родной Дагестан!» «Чудеса Природы родного края» и т.д. В течение года организуется посещение городского музея воспитанниками и их родителями.

Важным условием успешной работы является педагогический коллектив. Поэтому в ОУ проводиться работа с педагогическими кадрами. Система работы включала в себя уточнение, а для некоторых работников – приобретение новых знаний по направлению этнокультурного образования. В методическом кабинете созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ОУ. Имеется учебно-методическая и художественная литература, комплекты дидактического и раздаточного материала, конспекты занятий, сценарии досугов и праздников с учетом этнокультурного компонента. В методическом кабинете и в музыкальном зале ОУ проводятся семинары, практикумы, педагогические часы, консультации по данной тематике. Эта работа позволила вооружить воспитателей новыми знаниями по региональному компоненту, в дальнейшем педагоги успешно применяют их на практике.

Во время прогулки в режимных моментах воспитатели проводят с детьми дагестанские народные подвижные игры, в которых заключено духовное богатство нашего многонационального края. В народных подвижных играх виден образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.

Проведённые мероприятия по этнокультурному образованию детей:

16.01.2023 -27.01.2023 г. в МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» прошли мероприятия на тему «Мой Дагестан»: книжные выставки, выставка творчества детей (рисунки, аппликации), выставка народно-прикладного искусства Дагестана.

Задачи: историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,

Цель: воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Дагестана; - воспитание патриотов Дагестана, любви к родине, ее традициям и обычаям, уважения к старшим.

Выставка народно-прикладного искусства Дагестана была организована учителями и воспитателями дошкольных групп и начальных классов.

 

16.01.2023г – в старшей группе №1 воспитатель Казиявова Г.М. провела интегрированное занятие на тему: «Дагестанские ковры».

Цель работы: изготовить дагестанский коврик.

Задачи:

  • Изучить особенности ручного ковроткачества в Дагестане.
  • Изучить разновидности дагестанских ковров
  • Изучить технологию изготовления дагестанских ковров ручной работы

19.01.2023г. – в подготовительной группе №1 воспитатель Минбулатова Х.Г. провела занятие по изодеятельности на тему: «Декоративное рисование по мотивам балхарской росписи».

Задачи:

  • Знакомство детей с балхарской керамикой.
  • Развитие навыков декорирования заданной формы на основе элементов балхарского узора.
  • Формирование и развитие художественно-эстетического вкуса.

20.01.2023г. – в средней группе №1 воспитатель Гаджиева З.Ю. провела занятие по рисованию на тему «Дагестанский кувшин»

Цель занятия: приобщение к национальной художественной культуре Дагестана, эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства, развитие интереса к народной художественной культуре, воспитание патриотизма, художественного вкуса, укрепление коммуникативных способностей, умения работать в группах.

24.01.2023г. – в старшей группе №2 прошло занятие на тему: «Национальности города Хасавюрт».

Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.

Провела НОД воспитатель: Гусейнова Н.В.

В старшей группе №1 воспитатель Гаджиева З.Х. провела проектную работу на тему: «Наш город вчера и сегодня»

Вид проекта: познавательно-социальный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 25.01. 2023г.

Цель проекта: расширить представление детей о своем городе. Приобщение детей к традициям своего народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с родным городом Хасавюрт, его георгафическим расположением.
  2. Знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями.
  3. Воспитывать чувство гордости за свой город и его жителей.

Воспитанники старшей группы №1 совместно с родителями изготовили поделки из бросового материала и создали в группе выставку на тему: «Наш город вчера и сегодня».

26.01.2023 г.в подготовительной группе №1 воспитатели Карычева Д.К. и Минбулатова Х.Г. провели познавательное занятие на тему «Традиции народов Дагестана».

10.02.2023 г. – в средней группе №2 воспитатель Казиявова Г.М. провела интегрированное занятие по аппликации на тему: «Флаг Дагестана».

Цель:

  • воспитание чувства патриотизма.
  • познакомить с символикой Республики Дагестан.

16.02.2023г. –педагоги подготовительной группы №2 Кадырова Р.М. и Гелегаева Х.Х. организовали и провели экскурсию в городской краеведческий музей.

14.03.2023 г. – в подготовительной группе №2 воспитатель Кадырова Р.М. провела занятие по изобразительной деятельности, посвящённое 100-летию ДАССР на тему: «Как прекрасен этот мир - народные промыслы Дагестана».

Цель: формирование знаний, умений и навыков, необходимых для развития творческих способностей у детей средней группы, на примере народных помыслов Дагестана.

Задачи:

  • Обучение росписи балхарской посуды, развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус.
  • Закрепить знания детей о народных промыслах Дагестана; навыки работы с гуашью;
  • Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре своего народа.

В МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» в преддверии празднования 100-летия народного поэта Р. Гамзатова с 10.04.23г.-14.04.23г. был проведён цикл мероприятий, ООД на тему: «Поэты, композиторы, художники Дагестана», «Декоративно-прикладное искусство Дагестана», «Традиционные блюда народов Дагестана».

Педагоги провели с детьми посещение тематической выставки посвященной 100 Расула Гамзатова. Воспитанники прогимназии с большим интересом знакомились с традиционным народным промыслом, внимательно рассматривали изделия, элементы росписи, знакомились с историей становления родного края, его значении в историческом ракурсе. Педагоги проводили беседы, развивали у детей чувства патриотизма и гордости за свой регион. Одна из задач образовательных учреждений - приобщение детей к культуре своего города, знакомство с жизнью народа, историей города и родного края.

В каждом рисунке можно легко узнать родные места, родной город. Дети читали стихи на родных языках, пели песни дагестанских композиторов, танцевали национальные танцы.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело: участие в праздниках, играх, проектах, конкурсах.

Родителям мы советуем и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение городского краеведческого музея.

Таким образом, этнокультурное воспитание осуществляется в МКОУ «Прогимназия №10 «Сказка» постоянно: во время проведения ООД, в режимных моментах, а также во время игр, экскурсий, праздников и самостоятельной художественной деятельности. Все это позволяет детям глубже изучать историю своего народа. Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о своей Малой Родине, её географии, природе, символике, и если ему известны имена тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена.

Мы уверены, что единство требований ОУ и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Считаем необходимостью изучение истории родного края, для того чтобы наши дети научились строить будущее страны, республики, района, села. А чтобы строить будущее, нужно знать прошлое!