Влияние слушания музыки на развитие образных ассоциаций у детей дошкольного возраста

Кулакова Инна Викторовна

Музыкальный руководитель, МДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад № 6", п. Пролетарский, Ракитянского района, Белгородской область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кулакова И.В. Влияние слушания музыки на развитие образных ассоциаций у детей дошкольного возраста // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 2142179


 

Всем известны слова В. Сухомлинского, который говорил, что детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. Поэтому огромную роль в воспитании детей играет приобщение дошкольников к музыкальному искусству, которое оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка - формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, вырабатывает основы музыкального вкуса.

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни.

Основные цели музыкального воспитания – подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить его к активной музыкальной деятельности. Во время занятий дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах и приемах исполнительства).  

Слушание музыки – одна из форм музыкального воспитания в детском саду, что дает возможность познакомить ребенка с музыкой разных жанров, форм, стилей, эпох, приобщить ребенка к мировым культурным ценностям. Слушание музыки способствует выработке навыков, которые пригодятся ребенку в школьные годы:

  • слухового внимания, внимания к звуку, его особенностям;
  • внимание к слову, проникновение в суть дела;
  • внимание к окружающему миру (навыки наблюдения за природой, размышления о ней);
  • владению интонационными возможностями речи;
  • образному мышлению;
  • пространственным представлениям;
  • богатству и тонкости эмоциональных реакций;
  • культуры движений;
  • памяти – слуховой и зрительной;
  • социальным навыкам – через сотрудничество в игре и соблюдении ее правил;
  • готовностью к поиску творческих решений;
  • умению концентрироваться и расслабляться.

Программа воспитания дошкольников по разделу слушание музыки имеет конкретные задачи:

  • знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;
  • развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
  • дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

Музыкальный образ — абстрактный, динамичный, развернутый во времени — сложен для ребенка дошкольного возраста, с его преимущественно малым по объему непроизвольным вниманием. В связи с этим на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Для решения этих задач используются следующие методы обучения, среди них: наглядный, словесный и практический. В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи. Известно, что запись, хотя и обогащает процесс обучения (особенно когда дается в сравнении, сопоставлении различных звучаний), не может заменить исполнения педагога, которое более действенно. Музыка, в силу своей специфики, требует посредника между композитором и слушателями. Этот посредник – исполнитель. Только он может вдохнуть жизнь в музыкальное произведение, оживить, озвучить его. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

На занятиях   используется яркий наглядный материал: иллюстрации и репродукции картин; игровые атрибуты; музыкальные инструменты; аудио материалы. Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их, вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности, помогает созданию на уроке атмосферы игры, соблюдению принципа «для ребенка», а не «над ребенком». И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала, высокая активность.

       Методические принципы занятий с детьми по слушанию музыки:

  • целостный подход в решении педагогических задач;
  • принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
  • принцип партнерства.

Дети и педагог – единое целое. Вместе слушают, вместе поют, вместе рассуждают, вместе играют. Очень важно отношение педагога к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально творческих проявлений. На занятии музыкальный руководитель должен создать непринужденную обстановку, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Педагог не принуждает детей к действиям (играм, пению), а дает возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

В построении музыкального занятия учитывается следующее:

1. Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени – от одной до пяти минут. Хотя в методической разработке уроков время не оговаривается (поскольку оно зависит от ситуации, складывающейся на уроке), следует помнить, что существует рубеж, дальше которого затягивать задание нельзя. Педагог должен выработать особое «чувство времени», внимательно приглядываясь к реакции детей.

2. После заданий, требующих умственного напряжения, предусмотрено переключение на другие, более легкие виды работ. Задания по слушанию музыки чередуются с эмоционально-двигательной разрядкой.

3. Предусмотрен необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать на должном уровне активность восприятия детей.

4. «Эмоциональное crescendo». Через каждые 2-5 минут не только меняются виды работ, но и добавляются новые виды действий, дающих простор эмоционально-двигательной активности ребенка.

Детям средней, старшей и подготовительной групп во время прослушивания пьес «Сладкая греза» и «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского, было дано задание подобрать на звучащую музыку подходящие, по их мнению, карточки определенного цвета. Так, в средней группе 56% воспитанников на пьесу «Сладкая греза» подняли карточку розового цвета, а на пьесу «Баба-Яга» - коричневую, в старшей группе -74%, в подготовительной – 92%, что свидетельствует о том, что ассоциативное мышление у детей подготовительной группы более развито, чем у детей средней и старшей групп. Поэтому определение эмоционально-образного содержания произведения является важной частью беседы, в процессе которой дети связывают средства музыкальной выразительности с характером музыки.

Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («здесь как будто капает дождик, «чирикает птичка»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму), однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную обедняет ее восприятие. Для развития музыкального восприятия эффективен прием контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского и «Походный марш» Д. Кабалевского), пьесы с одинаковым названием («Кукушка» М. Красева и «Кукушка» А. Аренского), а также музыкальные произведения различные по характеру, но близкие по тематике («Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик поет» П. Чайковского).

Использование аудио и видеозаписей обогащает процесс восприятия музыки. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живым» исполнением педагогом. Так, исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем на фортепиано можно сравнить с аудиозаписью оркестрового исполнения произведения. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) положительно влияет на образное восприятие музыкального произведения. Для этого используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Так, перед прослушиванием   пьесы «Баба Яга» П. Чайковского из «Детского альбома» можно прочитать стихотворение А. Усачева «Суп Бабы Яги», помогает детям представить яркий, запоминающийся образ.

Показ иллюстраций, репродукций картин перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать показ иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе. Задача усложняется, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставлять и музыкальные произведения со стихотворениями («Времена года» П. Чайковского, «Утро» Э. Грига).

Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение – светлые тона часто соответствуют спокойному, нежному настроению в музыке, темные – тревожному, таинственному и т.д.

Один из важных педагогических приемов на слушании музыки является оркестровка музыкальных произведений, которая используется для развития творческих навыков. Этот прием способствует дифференциации восприятия – выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, динамики, артикуляции, акцентов). Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, используется тембр барабана или бубна, на нежный характер – тембр колокольчика. Одни инструменты используются один раз в такт, другими отмечаются все сильные доли и т.д.

Тембровые особенности музыкальных инструментов не только придают звучанию образность, но и способствуют развитию у детей творческого начала, что повышает интерес детей к музыкальному произведению. Применение приема оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы - слушание музыки и игру на детских музыкальных инструментах. Прием оркестровки можно использовать при изучении пьес Д. Кабалевского «Клоуны», И.С. Баха «Шутка», Д. Шостаковича «Шарманка» и др.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений). Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок и др.). Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, необходимо прислушаться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающий действия отдельных персонажей. Для этого он должен своим исполнением подчеркнуть характер музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающий образ доступным восприятию.

Приемы развития музыкального восприятия на уроке варьируются, сочетаются друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с инсценировкой музыкального произведения. Такой отход от стереотипной структуры, придает занятию непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению фантазии.

Все вышеприведенные методы работы на музыкальных занятиях в детском саду по слушанию музыки развивают образные ассоциации, способствуют формированию ассоциативного мышления, стимулируют развитию фантазии и воображения.

Исходя из вышесказанного, отметим, что занятия слушанием музыки способствуют развитию интеллектуальной деятельности детей. Во время урока ребенок производит различные логические операции – сравнивает, объединяет, обобщает, анализирует. И кем бы не стал ребенок в будущем, но соприкосновение с миром прекрасного в дошкольном возрасте не только способствует развитию образного мышления в детском возрасте, но и обогащает его духовный мир, позволит ему в будущем полнее раскрыться как личности.

 

Литература:

  1. Бекина С., Ломова Т., Соковникова Е. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки: Праздник каждый день/программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (подготовительная группа). СПб.: Композитор, 2000. 84 с.
  3. Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986. 144с.
  4. Метлов Н. Музыка – детям/пособие для воспитателя и муз. руководителя дет.сада. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  5. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь/пьесы и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
  6. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь/пьесы и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  7. Радынова О. Слушаем музыку. М.: Просвещение 1990. 160 с.
  8. Рокитянская Т. Воспитание звуком/музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. 128 с.
  9. Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами/методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 176 с.
  10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1985. 336 с.