Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в России

Шарипова Наталия Тауфиковна
Мясникова Марина Николаевна
Ефаринова Марина Вячеславовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 113 "Золотой ключик", г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 113 "Золотой ключик", г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 113 "Золотой ключик", г. Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шарипова Н.Т., Мясникова М.Н., Ефаринова М.В. Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в России // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2101880


 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в России. Авторы анализируют существующие подходы к обучению детей финансовой грамотности и выявляют их недостатки. В статье предлагаются методы и приемы, которые помогут родителям и педагогам эффективно формировать у детей навыки управления деньгами и финансовые знания.

Ключевые слова: Финансовая грамотность детей, формирование финансовой грамотности дошкольников, финансовые представления.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of financial literacy among preschool children in Russia. The authors analyze the existing approaches to teaching children financial literacy and identify their shortcomings. The article proposes methods and techniques that will help parents and teachers to effectively form money management skills and financial knowledge in children.

Key words: Financial literacy of children, formation of financial literacy of preschool children, financial representations.

 

Экономическое воспитание дошкольников – это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное.

В нынешнее время дети вместе с родителями ходят в магазин и участвуют в покупках, в 4-7 лет дети могут уже имеют карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители просят помощи у професионалов(педагогов и психологов) в решении этих вопросов.

Финансовая грамотность − это умение эффективно управлять своими финансами, понимать базовые финансовые термины, умение планировать бюджет и осуществлять разумные инвестиции. В настоящее время, формирование финансовой грамотности становится все более важным вопросом, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в России.

По данным исследований, более половины населения России не имеют достаточной финансовой грамотности. Это в свою очередь ведет к проблемам в сфере личных финансов, включая высокий уровень долгов и неэффективных расходов. Чтобы решить эту проблему, необходимо начинать формирование финансовой грамотности с детства.

Дети дошкольного возраста − это подходящая возрастная группа для формирования финансовых навыков. В этом возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для покупки товаров и услуг. Они могут учиться распознавать различные виды денежных знаков, считать монеты и купюры, понимать, что некоторые товары стоят дороже, чем другие.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Родители и педагоги могут использовать различные методы, чтобы помочь детям в формировании финансовой грамотности. Один из таких методов - игры, которые учат детей распознавать деньги и считать. Другой метод - демонстрация, как можно использовать деньги, чтобы купить различные товары и услуги. Например, родители могут показать детям, как они покупают продукты в магазине или оплачивают счета за коммунальные услуги.

Кроме того, детям можно объяснить, что деньги не являются самоцелью, а используются для достижения определенных целей. Например, родители могут объяснить, что деньги могут быть использованы для покупки игрушек, книг или для поездки в отпуск.

Важно также учить детей планировать свои расходы. Например, родители могут объяснить, что если они каждую неделю откладывают небольшую сумму денег, через несколько месяцев у них будет достаточно денег на покупку желаемой игрушки или другого товара.

Также следует учить детей не только тратить, но и экономить деньги. Например, родители могут показать, как можно сэкономить деньги, покупая товары со скидками или используя купоны на скидку.

Тема формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является важной и актуальной в нашей современной экономической среде. С каждым годом все больше людей сталкивается с финансовыми проблемами, и часто это связано с отсутствием знаний в области финансов. Раннее формирование финансовой грамотности у детей позволит предотвратить многие проблемы в будущем.

Важно, чтобы дети понимали, как зарабатывать и экономить деньги, как планировать свои расходы и управлять своими финансами. Это также поможет детям научиться принимать решения и развивать навыки самоконтроля.

Кроме того, формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста поможет им стать более ответственными и независимыми. Дети научатся ценить деньги и уважать труд, который стоит за их заработком.

Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания, поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя: перспективный план непосредственной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста, который носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с НОД по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: непосредственно- образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, а также обогащает работу по освоению детьми первоначальных основ финансовой грамотности более сложным содержанием. В этом помогают разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольные игры, интеллектуальные игры, наглядно-иллюстративный материал, экскурсии, с целью знакомства с людьми разных профессий, проведение бесед, с целью выявления знаний детей по теме, чтение художественной литературы, развлечения.

По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда» [4].

Создание благоприятных, комфортных условий в группах дошкольного учреждения позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через разные виды деятельности: игру, художественно- эстетическую деятельность, труд, и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию игр и методик. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игра.

Через образовательную деятельность в дошкольных учреждениях с помощью игр, рассказов, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучают дошкольников:

  • что такое деньги и какие они бывают;
  • что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»; что такое карманные деньги.
  • как планировать свои расходы.

На базе МБДОУ в городе Чебоксары было проведено анкетирование среди родителей детей разных возрастных групп(3-6 лет). В анкетировании приняли участие 94 респондентов.

Среди опрошенных респонденты имеют детей: 3года – 7,4%; 4 года – 20,2%; 5 лет – 26,6%, 6 лет – 45,7%, их большинство.

На вопрос о том, дают ли родители детям деньги 41% респондентов ответили, что пока не дают своим детям денег, а вот 59% респондентов, наоборот, поощряют своих детей. Среди них 38% родителей дают деньги за выполненную работу или просьбу, а 28% родителей поощряют просто так. Так же присутствовали такие ответы как: «дарят родственники», «на мелкие расходы», «на вкусняшки» или «если ребенок попросит, то даем карту».

На вопрос о том, как их ребенок распоряжается своими деньгами, респонденты ответили. Что 72% детей предпочитают откладывать деньги в копилку, а 10% детей желают поскорее их потратить.

Респондентов, считающих, что детей нужно обучать финансовой грамотности в детском саду оказалось больше тех, которые считают, что в дошкольном возрасте еще рано изучать финансовую грамотность, 87% и 13% соответственно. Так же 80% родителей стараются сами обучить своего ребенка первоначальным навыкам финансовой грамотности.

Таким образом, в современном мире финансовая грамотность становится все более важной для успешной жизни. Именно поэтому формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является задачей первостепенной важности. Раннее формирование финансовых знаний и навыков поможет детям в будущем управлять своими финансами, планировать свои расходы, осуществлять правильный выбор вопросов потребления и инвестирования.

Для достижения этой цели необходимо использовать различные методы и формы работы, направленные на развитие финансовых навыков и умений у детей. Родители, педагоги и различные организации должны внимательно изучать методики, которые помогут им в достижении этой цели.

Важно понимать, что раннее формирование финансовой грамотности у детей - это процесс длительный и требующий системного подхода. Однако, результаты этой работы будут очень полезными и оправдают все затраты. Дети, которые получили финансовое образование еще в детстве, будут готовы к любым финансовым вызовам в будущем и смогут успешно управлять своими финансами независимо от ситуации на рынке.

 

Литература

  1. Горяев А.Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Финансы. 2010. 90 с.
  2. Горяев А.Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие/авт.- сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение. 2016. 272 с.
  3. Ларева Н.И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. М.: ИНФРА-М. 2014. 102 с.
  4. Пушкарь А.Е. Дети и деньги. М.: Известие, 2008. 320 с.
  5. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы // Дошкольное воспитание. 2018. №12. С.22-26. URL: http://dovosp.ru
  6. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно- методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. 255 с.
  7. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017- 2023 гг. Москва. 2017. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118377