Методическая разработка занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п']. Дидактическая игра «Ярмарка»

Богатырева Надежда Викторовна

Воспитатель, МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад № 118", г. Краснодар

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богатырева Н.В. Методическая разработка занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п']. Дидактическая игра «Ярмарка» // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 2089426


 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение слышать звуки «п», «п'» на фоне слова.
  • Упражнять детей в четком произношении звуков «п», «п'» изолированно, в слогах, словах, фразе.

Развивающие:

  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  • Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.
  • Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Методы и приемы:

  • практические – игровое упражнение, двигательное упражнение;
  • наглядные – рассматривание персонажей;
  • словесные – вопросы - ответы, рассказ воспитателя и детей, художественное слово, объяснение.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: три мышонка, кошка, язычок, золотой ключик, игровые предметы: пироги, печенье, плюшки, погремушки, перинки для кошечек и собачек, пирамидки, «деньги»; звуковая запись «звук мыши».

1.Организационный момент. Мотивация

Воспитатель рассаживает детей на стульчики, демонстрирует изображение «язычка» и предлагает вспомнить сказку о Язычке.

Артикуляционная гимнастика «Наш веселый Язычок»

Наш веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

2 . Основная часть

Воспитатель сообщает детям, что его Язычок научился хорошо петь новую песенку: «П-п-п». Дети хорошо и поочередно произносят звук «п».

Звучит аудиозапись «Звук мыши». Воспитатель предлагает детям отгадать звук какого животного они слышат. Эта песенка отчетливо звучит, когда пищат мыши «Пи-пи-пи», - говорит педагог и поет эту песенку.

Физминутка «Буратино потянулся»

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)

Руки в стороны развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать (встали на носочки)

По окончании физминутки воспитатель находит «золотой ключик», демонстрирует его детям и предлагает поиграть в игру «Заводные мышата». Педагог «золотым ключиком» заводит «мышонка», который затем поет песенку «Пи-пи-пи». Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчетливо произносили звукоподражания.

Воспитатель, используя фланелеграф (доску), знакомит детей с мышатами (мышата появляются по одному): Пиком, Паком и Поком.

Мы веселые мышата –

Пик, Пак, Пок!

Никого мы не боимся,

Пик, Пак, Пок!

Даже кошки не боимся,

Пик, Пак, Пок! (Появляется кошка.)

Ой, спасите, помогите!

Пик, Пак, Пок!

Воспитатель повторяет песенку, а дети помогают ему, называя имена мышат. Песенка исполняется 2-3 раза.

Ребята, давайте мышатам покажем, какую мы знаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Мышь полезла первый раз»

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час (бежим пальчиками правой руки от коленок до макушки)

Вдруг часы сказали: "Бом!", (Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" (Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Воспитатель напоминает детям, как в детском саду проводилась «Осенняя ярмарка» и предлагает провести свою «Ярмарку».

3.Дидактическая игра «Ярмарка»

Дети делятся на две группы: продавцы и покупатели. Воспитатель дает детям (4-5 малышам) товар на продажу. Учит рекламировать его: «Пироги, кому вкусные пироги! Пироги с любой начинкой! Подходите, не прозевайте!»; «Пуховые подушки! Самые лучшие! И т.п. Дети могут продавать печенье, плюшки, погремушки, перинки для кошечек и собачек и т.п. Воспитатель и дети – покупатели (им педагог раздает «деньги») проходят между рядами продавцов, которые предлагают, расхваливают свой товар. Его непременно надо купить.

4.Рефлексия

Подведение итогов занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить чем они занимались, в какие игры играли. Интересуется, какая игра им больше понравилась, возникали ли у них какие-либо трудности во время занятия, хвалит детей за старание.

 

Литература:

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. 2018.
  2. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. 2018.