Конспект занятия учителя-дефектолога "Зимующие птицы"

Радаева Евгения Михайловна

Воспитатель, МБДОУ № 40, г. Миасс, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Радаева Е.М. Конспект занятия учителя-дефектолога "Зимующие птицы" // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2072767


 

Цель: расширить знания детей о зимующих птицах путем мотивации в виде прогулки по городу с использованием здоровьесберегающих технологий.

Возраст, группа, особенности: средняя группа, дети с ОНР

Время: 10.50

Материал: корзина с масками птиц, большой массажный мяч, маленькие массажные мячи, массажеры Су-Джок, флажки двух цветов по числу детей, предметные картинки с изображениями зимующих птиц, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики.

Содержание:

I. Вводная часть. Игровая мотивация.

Дети входят в группу под тихую спокойную музыку. Детей встречает педагог в роли снегиря.

- Здравствуйте ребята! Недалеко от детского сада есть замечательный парк, а хозяин этого парка я — снегирь Снежок. Как вы думаете, кто живет в моем парке?

«Мозговой штурм».

-А вы хотите посмотреть, кто же там живет на самом деле? (Да)

-Сегодня я приглашаю вас в гости.

В парк пойдем, хоровод заведем…

1. Подвижная игра «В парке».

Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».

В парк пойдем, (Дети идут по кругу, держатся за руки).

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем синицу, (Приседают, держатся за руки).

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем мы дятла (Пляшут, держат руки на поясе).

И с ним спляшем ловко.

Вверх потянемся за воробьем, (Тянутся вверх, поднявшись на носочки).

Побежим за голубем (Бегут по кругу друг за другом).

И поскачем по дорожке, (Скачут по кругу друг за другом).

Как воронята.

II. Основная часть.

Дети приходят в импровизированный «парк».

- Вот мы и пришли в мой парк. Скажите, что нужно для того, чтобы птицы зимой не замерзли? (ответы детей)

-Повторяйте за мной чистоговорку и мы вспомним, что же нужно чтобы помочь птицам зимой.

1. Самомассаж рук для активизации речевой зоны головного мозга. Автоматизация ранее поставленных звуков.

Чистоговорка «Зимующие птицы».

(Катают мяч между ладоней)

Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи

(Перекладывают мяч из руки в руку)

Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи

(Массаж бедер ног)

БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей

(Подкидывают и ловят мяч)

БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи                       

БЬИ – БЬИ – БЬИ –  на ветке воробьи  

  

- Ребята. Я вам скажу по секрету, у меня в парке есть волшебная птица. Вы хотите узнать, что это за птица? (Ответы детей)

- Его так просто не увидишь, Чтобы его увидеть, вам нужно из маленьких частей собрать целую картинку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть этой птицы. А когда вы соберёте все части, то вы узнаете о какой птице идет речь. Согласны?

2. Упражнение «Отгадай загадки».

Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках птиц.

- Вот смотрите, в этой корзине лежат птицы, которые живут в моём парке. Я вам загадываю загадку, вы отгадайте и найдите маску этой птицы в корзине.

Дети отгадывают и достают маски из корзины.

Распустили перышки,

Нежатся на солнышке.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках …          

                                    (снегири).

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит …

                                 (дятел).

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи подбирает …

                                 (воробей).

В старину с собой в дорогу

Эту птицу брали.

Вместе с ней домой обратно

Письма отправляли.

Эта птица – почтальон,

Вести приносит в дом.

Неспроста сейчас она –

Символ Мира и Добра …

                                     (голубь).

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зову ее - …

                                    (сорока).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая …

                                 (ворона).

-Положите на стол маски, которые вы достали из корзины. Скажите, кто это?

-Как можно назвать их одним словом? (Зимующие птицы)

-Почему они называются зимующие?

Дети получают часть предмета (птицы) за правильно выполненные задания.

3. Игра «В парке у снегиря Снежка».

Цель: расширение и активизация словаря по теме.

- Нам сейчас предстоит рассмотреть этих птиц. Мы с вами будем определять форму, цвет, какое оперение они имеют, какого они размера. Вот такая огромная у нас работа, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы заработать часть волшебной птицы. - Молодцы! Вы много знаете птиц и так хорошо рассказали, какие они.

4. Создание проблемно-игровой ситуации. Игра «Чего не стало?».

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных ив форме родительного падежа в единственном и множественном числе).

- Часто в парке На скамеечке сидят птицы. Вот однажды утром прихожу в огород и смотрю: не хватает каких-то птиц. Вчера были, а сегодня уже нет.

- Посмотрите, каких птиц вы видите? Назовите их и запомните. (Ответы детей.)

- Вы правильно назвали птиц. А теперь крепко закройте глаза, а я уберу одну птицу. Вы должны будете сказать, какой птицы не стало. Свой ответ начинайте со слов «не стало…». Все закрыли глаза? Готовы? Какой птицы не стало?

- Верно.

Затем помещается следующий комплект.

И так далее.

- Правильно. Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, вот вам еще одна часть загаданного предмета.

-Пойдемте дальше к моему любимому столику и скамеечке, немножко отдохнем. Посмотрите, что лежит на столике? Возьмите картинки и внимательно посмотрите на них. Первыми могут, сесть те дети, у кого на картинках птицы, в названиях которых есть звук [с].

- Какие у вас птицы?

- Правильно.

- А ты …., почему не сел? Что у тебя на картинке?

- Молодец. В слове ворона нет звука [с]. Получайте еще одну часть птицы, которую нам предстоит собрать. А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру.

5. Д/и «Подними флажок».

Цель: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения.

- Произнесите звук [с]. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, мы не смыкаем губы. Значит, для прохождения воздуха нет преграды из губ, но есть преграда - зубы. Как вы думаете, звук [с] гласный или согласный? (Согласный.)

- Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда. Это зубы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим.)

- Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [с].

А, б, п, с, б, м, т, б, н, с, б, к.

Ат, ос, ин, са, су, ты, со, по.

Бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка, санки.

-Ребята! Я очень рада, что вы хорошо справились с заданием. Сейчас для с язычка мы выполним упражнения, чтобы научиться красиво произносить звуки.

6. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.

Цель: развитие артикуляционной моторики. Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденному на экране:

Чередование «Иголочка», упражнение «лопатка». Укрепление мышц языка.

Чередование «Лягушка» — «Слоник». Укрепление мышц губ.

Упражнение «Грибок». Укрепление мышц подъязычной связки.

7. Упражнение «Что делать?».

Цель: активизация речи, оказание стимулирующего воздействия на речевые области в коре головного мозга, развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.

- Предлагаю вам продолжить прогулку по моему огороду, где вас ждут еще много интересных заданий.

Коза приглашает детей на ковер, предлагает встать лицом в круг и раздает каждому массажеры Су-Джок.

- Настала пора представить себя художниками. Я называю птицу, а вы рассказываете, как вы будете эту птицу рисовать.

Дети открывают шарики, достают колечки.

8. Пальчиковая гимнастика «Кормушки».

Цель: координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

9. Дидактическая игра «Что за птицы прилетели?».

Цель: развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных знаний.

- Ребята, вы же теперь все знаете, что за птицы живут в моем парке? Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть разных птиц, а вы внимательно слушайте и показывайте. Вставайте в рассыпную и закрывайте глаза, когда вы услышите название зимующей птицы -поднимайте руки вверх, название перелётной — опускайте руки вниз.

Дети, стоя врассыпную с закрытыми глазами, показывают руки вверх, руки вниз.

- Познакомила я вас со своим парком и с теми, кто в нем живет. Пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глазки, я посчитаю до трех и мы окажемся в детском саду.

III. Заключительная часть. Рефлексия

1. Вот мы и дома. Вам понравилось гулять в моем парке? Прежде, чем нам попрощаться, ответьте мне на вопросы.

- Правильно ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Вы старались говорить внятно, четко и понятно, а значит, всем вокруг было слушать вас приятно. Покажите мне части птицы, которые вы получали за свои правильные ответы. А теперь давайте попробуем собрать нашу волшебную птицу.

Дети складывают из частей целую картинку.

- Вы узнали, что за это птица?

Дети. Это снегирь.

- Как вы думаете, почему он вам улыбается?

Дети. Наверно потому, что мы смогли выполнить все задания, ответить на вопросы и собрать части целой картинки.

Снегирь Снежок прощается с детьми, благодарит их за правильные вопросы.