Была у зайчика избушка − лубяная, а у лисы − ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»): конспект занятия в старшей группе ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (рисование)»

Богатырева Надежда Викторовна

Воспитатель, МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад № 118", г. Краснодар

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богатырева Н.В. Была у зайчика избушка − лубяная, а у лисы − ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»): конспект занятия в старшей группе ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (рисование)» // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2073610


 

Тема: «Была у зайчика избушка − лубяная, а у лисы − ледяная»

Цель: формировать умения передавать в рисунке образы сказок, изображая основные объекты произведения.

Образовательные задачи: закрепить приемы рисования сказочного домика;

Развивающие задачи: продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста образные представления, воображение;

Воспитательные задачи: воспитывать отзывчивость, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.

Методы и приёмы:

  • наглядные: показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
  • словесные: беседа, проговаривание слов в пальчиковой гимнастике, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка).
  • игровые: создание игровой ситуации – помирить лису с зайцем.

Тип занятия: освоение нового программного материала.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Виды детской деятельности: изобразительная, коммуникативная, игровая.

Активизация словаря: лубяная, ледяная, избушка.

Оборудование: Демонстрационный материал иллюстрации по теме сказки.

Раздаточный материал: альбомные листы; краска гуашь; кисти; стаканчики для воды; клеенки; салфетки

Предварительная работа.

  • Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»; чтение стихотворений о весне.
  • Беседа на тему «Пришла весна, потекли ручейки», «Признаки весны».
  • На прогулке наблюдение за весенними явлениями: солнце стало горячее, растаял снег и лед.
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.

 

Ход занятия

 

Дети стоят полукругом.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие

чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Ребята посмотрите на доску. Вы можете увидеть иллюстрации из одной русской народной сказки, отгадайте ее название? (Дети вспоминают название сказки).

Кто главные герои этой сказки? (Дети: лиса, заяц, петух). Ребята, вспомним начало сказки. (Дети: У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная…) А что произошло, когда наступила весна? (Дети: Наступила весна и избушка у лисы растаяла. Попросилась она к зайцу жить, да и выгнало его с лубяной избушки.) Между лисой и зайцем произошла ссора.

Я вам предлагаю помирить лису с зайцем и нарисовать каждому свою избушку: лисе – ледяную, а зайцу – лубяную. Сегодня вы нарисуете избушки, а на следующем занятии – природу, соответственно временам года для ледяной и лубяной избушки.

Обратите ваше внимание, что на столах дежурными подготовлены необходимые вам предметы для рисования. Это альбомный лист бумаги белого цвета, краски гуашь голубого и коричневого цвета, кисть, баночка с водой, салфетка. Помним, что рисовать необходимо аккуратно. Не забываем, что надо отжимать кисть. Чем меньше на кисточке воды, тем ярче будут краски, при необходимости пользуемся салфеткой. Кисть держим в руке аккуратно, помним о технике безопасности, чтоб не причинить боль ни себе, ни другу.

Дети присаживаются за столы.

Ребята посмотрите еще раз на иллюстрации к сказке. Перед вами ледяной домик лисы. Он построен изо льда. А вот лубяной домик, зайчик из какого материала построил? (Ответы детей). Слово лубяной происходит от слова «луб», т.е. кора дерева. Получается домик у зайчика деревянный. Из каких частей состоит домик? (Ответы детей: стена, крыша, окно…) Какой формы стена дома/крыша/окошко? На какой части листа можно расположить домики, ведь нам необходимо нарисовать сразу два домика на одном альбомном листе? Как их расположить? Можно согнуть альбомный лист бумаги и отметить линию сгиба. Затем раскладываем лист обратно. Демонстрация действий с альбомным листом у доски. Ребята повторяют те же манипуляции. Посмотрите на лист, линия сгиба разделила наше поле для рисования на две равные части. С одной стороны мы нарисуем ледяную избушку, а с другой лубяную избушку. Какого размера они будут? Где вы их расположите: с краю, внизу, вверху или по центру? Работа педагога с трафаретами на листе – размещение трафаретов домиков маленького, среднего и большого размера на листе. Как мне кажется самый оптимальный вариант, это нарисовать домики среднего размера и расположить их по центру поля для рисования, разделенного линий сгиба. Один домик у нас будет слева от линии сгиба, а второй справа. Какой домик вы нарисуете первый: справа или слева? Если нарисовать сначала домик справа, а затем приступить к рисованию домика слева, краска еще высохнуть не успеет, вы положите ручку на правую сторону листа и смажете рисунок, да и испачкаетесь. Поэтому рисуем сперва домик слева. А вот те, кто пишет и рисует левой рукой все наоборот (дополнительно индивидуальная проработка этого вопроса в процессе рисования). Обратите внимание, что на столах гуашь двух цветов: голубая и коричневая. Для рисования ледяного домика выбираем голубую гуашь, а для лубяного домика – коричневую. Голубая гуашь светлее, а от коричневой водичка в банке сразу станет темной. Предлагаю сначала нарисовать голубого цвета ледяной домик слева, а лубяной коричневого цвета справа.

Демонстрация педагогом техники рисования на альбомной листе на доске с пояснениями. Кисть опускаю в воду. Лишнюю водичку убрала. Кисточку опускаю в баночку с гуашью лишь краем ворса. Всю кисть погружать в баночку не следует. Рисую стену, крышу, окно. Закрашиваю стену. Ледяной домик состоит из кирпичиков. Их можно изобразить прикладывая кисть всем ворсом. Для этого надо чуть больше краски на кисточке, чем когда мы рисовали контуры самой стены. Крышу можно зарисовать сплошным голубым фоном, как будто она вся завалена снегом. Промываю кисть от голубой краски. Приступаю к лубяному домику. Дальше рисую коричневой краской. Также - стену, окошко, крышу. Но помним он же деревянный – из коры. Зарисовываю стену домика горизонтальными прямыми линиями слева направо от края стены до края или до окошка. Между полосками оставляем немного места. Так будет создаваться ощущение, что стена сложена из досок, бревен или коры. Крышу зарисовываю наклонными косыми линиями. Она словно деревянная.

Прежде чем приступить к рисованию, разомнем пальчики, чтоб они потрудились усердно и у вас получились очень красивые рисунки.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (обе руки поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, (скрещиваем руки перед собой, пальцы «растопырены»)

дождик шёл, (пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

Ребята, приступайте к рисованию.

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует осанку, как правильно держат кисть, не забывают ли отжимать; аккуратность закрашивания (равномерно, краски яркие, соблюдение пропорций в рисунке.)

Рефлексия. Мы закончили с вами рисовать, давайте выложим ваши рисунки, расскажите мне, пожалуйста, что вам особенно понравилось в рисунках?

Какую работу можно отметить за аккуратное изображение?

В процессе рисования у вас возникали какие-нибудь трудности, что-то давалось тяжело?

Вы отлично справились с заданием, на следующем занятии мы с вами нарисуем природу, соответственно времени года.