Влияние современных гаджетов на развитие речи детей дошкольного возраста

Калиниченко Надежда Анатольевна

Воспитатель, МДОУ "Д/с № 179 о.в.", г. Магнитогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калиниченко Н.А. Влияние современных гаджетов на развитие речи детей дошкольного возраста // Совушка. 2024. N1 (35). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/35/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2049107


 

Сегодня смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь. Гаджеты не только неотъемлемая часть нашей жизни, но и привычная вещь в жизни наших детей.

А ведь минусов от их использования детьми несравнимо больше пользы.

Чрезмерное использование гаджетов оказывает негативное влияние на развитие ребенка:

  • развитие речи;
  • развитие мышления и восприятия;
  • развитие памяти;
  • формирование навыков коммуникации;
  • развитие воображения и фантазии.

а также оказывает вредное воздействие на здоровье детей:

  • электромагнитное излучение;
  • нарушение зрения;
  • нарушение осанки;
  • нарушение режима (дети могут забывать поесть, не гуляют, могут зыбыть сходить в туалет, могут не спать ночами…).

Я хочу показать, как напрямую связано использование гаджетов детьми с раннего возраста и рост количества детей с нарушениями речи.

В наши дни, из-за занятости родителей на работе, дети получают от них меньше внимания. Родители дают ребенку телефон, чтобы отдохнуть, заняться своими делами, поэтому коммуникативную функцию родителей выполняют различные гаджеты.

Замена родителей такими замечательными устройствами приводит к нарушению особых эмоциональных связей между детьми и родителями. Взрослые должны эмоционально реагировать на попытки детей общаться, проговаривать происходящее вокруг, петь с детьми песенки, разучивать стишки. Когда ребенок часами смотрит видео и жмет кнопки, он теряет потребность общаться с внешним миром.

Малыши уже с года сидят часами со смартфонами в руках, они не играют в игрушки, не исследуют их, не развивается мелкая моторика, они не придумывают, как с ними поиграть, с кем в них поиграть. Дети должны изучать, исследовать окружающий мир, должны учиться получать результат, прилагая усилия, получать удовольствие от полученного результата, без всего этого, у них слабеют стимулы общения с реальным миром. Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы. Яркие картинки, громкий звук, вызывают у ребенка сильные эмоции, слух и зрение перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях – дефицит, не развивается воображение и фантазия. В телефоне все просто, можно нажимать кнопки, смотреть видео, листать картинки – получать готовые формы.

Отсюда и возникает агрессия у ребенка. То ему разрешают это удовольствие – яркие, двигающиеся, меняющиеся образы, музыка, то вдруг забирают эту интересную игрушку. Дети не понимают вред гаджетов, им нужны эти эмоции, и для того, чтобы им вернули этот виртуальный мир они склонны к агрессии, истерикам, стрессам и депрессиям.

Поэтому моя проблема – как же максимально оградить, защитить детей от негативного воздействия гаджетов при невозможности совсем отказаться от них?

А ведь ребенок должен общаться с ними, играть в игрушки