Поддержка психологического здоровья ребенка в современной информационно-коммуникативной среде

Синюкова Елена Васильевна
Вильданова Елена Валентиновна
Плаксина Ирина Евгеньевна

Педагог-психолог, МБДОУ ДС № 26, г. Озерск, Челябинская область
Педагог-психолог, МБОУ "Лицей № 23", г. Озерск, Челябинская область
Педагог-психолог, МБДОУ ДС "Родничок", п. Новогорный, г. Озерск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Синюкова Е.В., Вильданова Е.В., Плаксина И.Е. Поддержка психологического здоровья ребенка в современной информационно-коммуникативной среде // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 2035353


 

Прекрасное в человеке немыслимо без представления

гармоничном развитии организма и здоровье человека

Н.Г. Чернышевский

  

Цель: Создание условий для сохранения психологического здоровья как ресурса ребенка на существование в современной информационно-коммуникативной среде.

Задачи:

  • Формировать у педагогов системное видение процесса сохранения и поддержки психологического здоровья ребенка в современной информационно - коммуникативной среде;
  • Включить педагогов в процесс создания устойчивой, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка системы;
  • Развивать у педагогов инициативу в поиске новых форм поддержки психологического здоровья у воспитанников.

Оборудование: мультимедийная остановка; маркер, 2 листа ватмана с лозунгом «Жить здорово»; двусторонний скотч; облака с фразами; бланк «Воздушный шар с чек – листом с цветным облаком»; бланки с упражнениями (4 шт.); листочки для рефлексии; чемодан; демонстрационная доска; авторучки; клипборды по количеству участников; лист регистрации.

Введение

Добрый день, уважаемые коллеги!

На нашем интерактивном занятии предлагаю ввести следующие правила:

  1. Правило активности (от того насколько каждый из вас будет активен по отношению к самому себе, настолько полным будет удовлетворение от сегодняшней встречи)
  2. Второе правилоправо ведущего (ведущий может остановить диалог для того, чтобы двигаться в нужном направлении) Принимаем правила?

Упражнение на сплочение: Все участники сидят по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциацию на фразу «жить здорово», затем ведущий, передает право следующему участнику. Участники по очереди называют ассоциации на предложенную фразу. Зачитать фразы, прокомментировать и подвести итог.

Резюме: Жить здорово – это… (с доски). Диапазон понятия «жить здорово» - масштабный, всеобъемлющий. И для любого человека свой. Он может быть уникальным ресурсом необходимым для психологического здоровья каждого.

Но сегодня мы поговорим не о здоровье, вообще, а о поддержании психологического здоровья ребенка.

Итак, тема нашей встречи: Поддержка психологического здоровья ребенка в современной информационно - коммуникативной среде.

Начнем с основных понятий. Первый термин достаточно широкий − это психологическое здоровье.

Актуальность выдвинутой темы

Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

Безусловно, психологическое здоровье – одна из важнейших характеристик личности человека. Оно неповторимо для каждой конкретной личности и ее самоидентичности. Способность каждого здорового человека развиваться, совершенствоваться, а также адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды является реальным потенциалом для комфортного мироощущения.

Научная категория «психологическое здоровье» была введена и наиболее детально разработана профессором И. В. Дубровиной.

По ее мнению, психологическое здоровье – это «динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих:

а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом;

б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности (Дубровина).

О.В. Хухлаева дает обобщенный «портрет» психологически здорового человека – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Тот же автор выделяет три уровня психологического здоровья (Хухлаева, 2002):

  1. Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции.
  2. Адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом, адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.
  3. Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей, которые стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Человек, избравший дезадаптивный стиль поведения, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Их девиз: «Нам все равно как, лишь бы по-нашему».

- Может ли ваше психологическое здоровье влиять на ваше окружение? (Каким образом?)

Резюме: От того, в каком состоянии находится человек (негативном, позитивном, инертном), он может оказывать влияние на свое окружение, и реакция окружения будет отражать это состояние.

- Что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в жизненных ситуациях? Одним словом – это ресурсы человеческой личности.

Ресурсы – это возможности человека по поддержанию здоровья и благополучия на внутриличностном, социальном и средовом уровнях.

К ресурсам относят:

  • материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши);
  • нематериальные (желания, цели);
  • внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус)
  • внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);

Оптимизм может быть ресурсом?

Психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей.

Психические – что такое, например такие качества, как тип темперамента, интеллектуальные возможности, эмоции и т.д.

Физические состояния, например силовые характеристики, антропометрические данные и др.

- Это может быть ресурсом человека?

Резюме: Огромное значение имеют ресурсы как средства к существованию людей и общества.

Психологическая пауза

- Прошу вас пройти к столу и выбрать для себя фразу (на облаке), которая ближе вашему внутреннему состоянию на данный момент.

  • Какая это роскошь — быть таким, какой ты есть, без вечного желания получить за это отличную оценку.
  • Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне. Генри Д. Торо
  • Здоровье – это возможность возможностей. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела ваша жизнь.Л.Кьюби
  • У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все. Арабская пословица
  • Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам. Восточная мудрость
  • Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым. Пенн Вильям
  • Жизнерадостность — это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство, избавляющее от болезней. Сэмюэл Смайлс
  • Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно.Брегг
  • Единственная красота, которую я знаю, Это здоровье. Генрих Гейне
  • Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Томас Карлейль
  • Прекрасное в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровье человека. Н.Г. Чернышевский
  • Создай шедевр из сегодня. Джон Вуден
  • Не считай дни. Пусть дни считаются. Мохаммед Али
  • Твоё воображение — это анонс твоих грядущих жизненных достопримечательностей. Альберт Эйнштейн.
  • Успех — это состояние души. Если ты хочешь добиться успеха, начни думать о себе, как об успешном человеке. Джойс Бразерс.

- Прочитайте то, что вы выбрали. Давайте разместим эти фразы на доске.

- Как вы думаете - это может быть для человека возможностью по поддержанию здоровья и благополучия?

- Пусть это будет ресурсом нашей группы на сегодня.

Основная часть

Игра «Воздушный шар» (отдельный бланк)

Цель: определить ценности здоровья для педагога.

- Перед вами на рисунке воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человека в корзине шара. Это Вы. Вокруг вас голубое небо, ярко светит солнце. Напишите 9 вещей из предложенного чек - листа настолько для вас важных, что вы взяли их с собой в путешествие. А теперь представьте, что ваш шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться на верх. Сбросьте балласт, т.е. вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

- С какими тремя вещами вы остались на воздушном шаре, поделитесь?

- Вы остались с наиболее значимыми для вас предметами. Посмотрите, насколько мы разные. Есть те, кто могут обойтись без … И многие из вас выбрали телефон. В итоге – у каждого из нас разный набор ресурсов.

На самом деле технические средства настолько плотно вошли в нашу современную жизнь, что без них мы себя уже не представляем. Мир становится все более усложненным и глобальным.

Информационно-коммуникативная среда – это то пространство, из которого мы черпаем информацию, принимаем и передаем посредством разных источников. Эта среда росла, расширялась, и сейчас человек в этой среде стал совсем маленький. Чтобы благополучно существовать, надо перестраиваться.

Информационно-коммуникативная среда – это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом, с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

И, наверное, становится необходимым защитить современного человека не только от огромного числа информационных потоков, порождаемых средствами массовой информации и глобальной сетью, но и помочь ему противостоять реальным социальным трансакциям, несущим деструктивный заряд, в том числе, вызывающим беспокойство и болезненные переживания.

И что самое опасное наши дети растут и развиваются в условиях общества, наполненного огромным количеством гаджетов.

С самого рождения, не имея жизненного опыта, они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся нормой подрастающего поколения: телевидение, компьютер, компьютерные игры, Интернет, 3D кино, интерактивные игрушки, рекламные ролики и т.д.

Но, как показывает практика воспитания детей и психологические исследования - влияние информационной среды на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей дошкольного и школьного возраста - чрезвычайно велико, т.к. данный период является самым благодатным временем для впитывания информации.

Ребенок зависим от взрослых, социальной среды, у него не выстроен жизненный репертуар. Основная опора у ребенка на внешние ресурсы, а взрослые и самые близкие ребенку люди зависимы от телефонов, компьютеров. Как быть ребенку?

Нередко очень многие воздействия окружающей среды оказываются для детей слишком сильными и являются причинами нервной реакции, а иногда даже и нервного расстройства. Последнее десятилетие характеризуется ростом уровня агрессии и агрессивности детей, случаев подверженности дошкольников массового состояния тревожности, повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью; ухудшением психического здоровья, увеличением количества детей с проблемами поведения, гиперактивностью, невнимательностью, снижением интеллектуальных показателей (Прихожан А.М., 2010).

Таким образом, мы можем установить внешние факторы риска:

  • факторы семейной ситуации (нарушения психологического здоровья самих родителей, неадекватный стиль воспитания ребенка, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей)
  • в младшем возрасте в качестве существенного фактора необходимо назвать педагога, вернее его собственные психологические проблемы;
  • социальное окружение (сверстники и взрослые).

Вы согласны, что, находясь в информационно-коммуникативном потоке, мы вынуждены искать пути, приемы, методы сохранения, поддержания и обогащения психологического здоровья и взрослого, и ребенка?

Выходом для поддержания психологического здоровья может быть применение здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образовании: детей, педагогов и родителей.

- Какие виды здоровьесберегающих технологий вы можете назвать?

- Давайте я сейчас одну подскажу! (Технологии обучения здоровому образу жизни)

- В настоящее время существуют следующие группы…

- Из того что видите на экране, что используете в своей профессиональной деятельности?

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Динамические паузы

(физкультминутки)

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Кинезиология

Технологии эстетической направленности

Гимнастика пальчиковая

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная

Гимнастика пробуждения

Оздоровительный бег

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

Коммуникативные игры

Занятия из серии «Здоровье»

Самомассаж

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

Технологии воздействия цветом

Технологии коррекции поведения

Сказкотерапия

- Я предлагаю попробовать сейчас некоторые упражнения здоровьесберегающих технологий.

- Для этого необходимо разделиться на четыре подгруппы по цвету ваших облаков около воздушного шара.

Практический этап

Инструкция: прошу каждую команду пройти к столам. На столах лежат несколько упражнений из групп здоровьесберегающих технологий. Ваша задача в течение 5-7 минут изучить, потренировать и провести упражнения со всеми участниками. В процессе работы ведущий уточнит количество упражнений для показа.

I подгруппа Комплекс дыхательных упражнений

1.Исходное положение (ИП) – Прямые руки вытянуты вперед на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая - вверх.

2. ИП – то же. Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую – мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое.

В первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный познавательный потенциал.

3. Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите плечи с силой. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдох. Отпустите руки вдоль тела, голову уроните на грудь. Выдохните, вдохните. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.

II подгруппа Релаксационные упражнения

«Внутренний массаж»

Вообразите себе черную доску. Затем представьте, как в левом верхнем углу доски медленно, по одной, появляются буквы вашего имени. Затем постарайтесь увидеть буквы слова "Расслабься", также появляющиеся по одной, но уже в правом верхнем углу. Сделайте незначительную паузу и вновь посмотрите на эти слова. Затем пронаблюдайте, как они проявляются уже строчкой ниже.

«Да - да – да» (голосовая техника)

Цель: Трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.

Необходимое время: 3-5 мин.

Процедура: В течение 5-10 мин. постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать "да - да - да" с различными интервалами, интонацией и громкостью.

«Гора с плеч»

Цель: Сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Необходимое время: 3 сек.

Процедура: Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

III подгруппа Упражнения на снятие перегрузки всех систем организма

Упражнение 1. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 сек.- и стало жарко. Повторите 3 раза.

Упражнение 2. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тянитесь в течение 10-15 сек.

Упражнение 3. Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед-назад, при этом поцокайте языком- 15-20 сек

Упражнение 4. Упражнение лучше выполнять перед сложной работой. Быстро сжимать и разжимать пальцы рук и одновременно так же быстро моргать. Затем крепко зажмуривать глаза, сжимать кулаки и про себя говорить: «Я справлюсь! Я могу! Человек все может! Я ничего не боюсь!»

IV подгруппа Кинезиологические упражнения

1. Колечко.

Поочередно, соединяйте в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

3. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

4. Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. Зеркальное рисование.

Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

- Мы попробовали различные упражнения из комплексов здоровьесберегающих технологий. Как вы считаете, могут ли данные технологии быть ресурсом для ребенка?

- Как изменилось ваше настроение, эмоции во время выполнения упражнений?

Вывод: Да наше эмоционально состояние изменилось. Совершенно очевидно, что детям такие небольшие упражнения также могут быть полезны для поддержания психологического здоровья в современной информационно-коммуникативной среде. А мы с вами, профессионально владеющие различными здоровьесберегающими технологиями можем оказать ценную помощь каждому ребенку.

Рефлексия: «Сбор чемодана»

Уважаемые коллеги, наша сегодняшняя встреча подходит к концу.

- Я предлагаю вам сейчас вспомнить и подумать над тем, что каждый из нас приобрел, работая в группе (говорить, что с ними происходило, что готовы взять)

Пожалуйста, ответьте на вопрос и на листочках запишите, что завтра вы готовы взять и использовать в работе?

Итог: это наш с вами чемодан – смотрите, какая у нас копилка технологий. Мы уже завтра можем на любом занятии их использовать. И это ценно для поддержки психологического здоровья ребенка в информационно-коммуникативной среде.

 

Литература:

  1. Ионина О.С. Факторы, определяющие психологическое здоровье ребенка // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 1. URL: https://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/1_33/19.pdf.
  2. Педагогическое обозрение. 2012. Май. № 5 (124). URL: http://gcro.nios.ru/system/files/2015/09/184/po-124.pdf.
  3. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всерос. науч.-практ. конф./ гл. ред. И.О. Логинова. Красноярск: Версо, 2012. 460с.
  4. Психология здоровья: учеб. пособие / Г. С. Никифоров. СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2005.
  6. Сандомирский М.Е. Как справиться со стрессом: Учимся правильно… дышать // Будь здоров – не болей. 2002. №10 (40).
  7. Сергеев Д. Совы и жаворонки // Огонек. 2022. №33.
  8. Сетко Н.П. Психическое здоровье детей и подростков: монография // Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева. Оренбург. Изд.-во ОрГМУ, 2019. 335 с. URL: https://niigd.nczd.ru/wp-content/uploads/2021/04/1.22.4-СЕТКО-Н.П.-СЕТКО-А.Г.-БУЛЫЧЕВА-Е.В.-ПСИХИЧЕСКОЕ-ЗДОРОВЬЕ-ДЕТЕЙ-И-ПОДРОСТКОВ.pdf
  9. Степанова М. Как перестать беспокоиться и начать учиться //Школьный психолог. 2004. №8.
  10. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.: учеб. пособие ля высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2003. 172. (Высшее образование).