Применение инновационных технологий как средство повышения мотивации одаренных детей в дополнительном образовании

Котарева Наталья Ивановна
Нефедова Алиса Александровна

Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область
Методист, МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Котарева Н.И., Нефедова А.А. Применение инновационных технологий как средство повышения мотивации одаренных детей в дополнительном образовании // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 2035266


 

Современное общество выходит на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития. Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности детей. На первый план выступают инновационные личностно- ориентированные методы и технологии обучения и воспитания

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Все обучающие, развивающие, воспитательные и социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей. В результате внедрение инновационных технологий позволяет детям непосредственно почувствовать радость от обучения, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность.  Необходимо также отметить, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится на основе реализации различных видов деятельности детей, в результате чего обеспечивается свободный выбор каждым ребенком темпов и глубины освоения образовательных программ [4, с. 17-24].

Новые педагогические технологии позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей, и помогают создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития. На сегодняшний день, организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования имеет, прежде всего, личностно-ориентированную направленность, перед нами стоит цель – способствовать полноценному развитию у обучающихся тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни [5, с.9-12].

Для решения этой задачи необходимо использование кардинально новых педагогических технологий, например технологии критического мышления. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Использование технологии критического мышления помогает во многом понять точку зрения обучающегося, а также смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Актуальностью технологии является то, что она позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска. Благодаря использованию данной технологии обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление» [4, с.23-36]. Педагогами МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» на занятиях с одаренными детьми активно применяются следующие методические приемы технологии критического мышления:

  • «Инсерт» (обучающиеся читают текст, маркируя его специальными значками);
  • «Фишбоун» (графическая техника представления информации образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления);
  • «Кластер» (графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними);
  • «Синквейн» (методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк, написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам);
  • Мозговой штурм» (суть приёма заключается в продуцировании новых идей в процессе работы в группе) и др. [5, с. 87-95] Необходимо отметить, что использование педагогами данных приемов на занятиях, вызывает у обучающихся положительные эмоции, активное включение в работу.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения, и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов, который активно используется в работе педагогами нашего учреждения.

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса обучающихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней одаренности конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции [2, с.74-86]. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, обучающиеся получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных [3, с.25].

Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Одним из направлений деятельности Центра дополнительного образования «Одаренность» по работе с одаренными детьми является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебную практику. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Данные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Информационный потенциал центра позволяет использовать информационные технологии разными способами. Педагоги используют мультимедийное оборудование в целях интенсификации обучения, расширения возможности подачи нового материала и вариативности видов учебной деятельности; ресурсы сети Интернет и др. Компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию обучающихся.  Практика показывает, что данная технология позволяет расширить сферу самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности обучающихся, как средства развития одаренности, а также способствует раскрытию творческого потенциала, как ученика, так и педагога. Детей нужно с раннего возраста знакомить с компьютерными технологиями, потому что наше будущее станет их настоящим. Но делать это нужно разумно: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и интернет не заменили реальную жизнь.

Анализ собственного опыта работы в учреждении дополнительного образования позволяет сделать вывод, что использование новых педагогических технологий в организации деятельности обучающихся, является одним из самых мощных средств социализации личности, поскольку способствует развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность.

Успешное применение новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей [1, с.20-25]. Но главное - педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, при внедрении новой педагогической технологии в образовательный процесс нужно уметь применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии научить детей новым методам работы; оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

В заключении хотелось бы отметить, что работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, непрерывного роста мастерства педагогической гибкости.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Литература:

  1. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск, 2004.
  2. Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей. Организация опытно-экспериментальной работы по пробелам развития дополнительного образования детей. М., 2015.
  3. Омарова В.К. Концептуальные, интеллектуальные подходы к работе с одаренными детьми // Одаренный ребенок. 2021. № 4.
  4. Савенков А.И. /Принципы разработки учебных программ для одаренных детей // Педагогика. 2018. № 3.
  5. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей // Одаренный ребенок. 2022. № 6