Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики

Мусальникова Мария Александровна

Учитель - логопед, МБДОУ № 36 "Лесная полянка", г. Реж

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мусальникова М.А. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2035108


ПРИЛОЖЕНИЕ: практическая часть


 

Фонетическая ритмика − система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Проводится фонетическая ритмика с раннего возраста.

Как метод работы над произношением детей фонетическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э.И. Леонгард, у специалистов Загребского реабилитационного цента «Суваг» для глухих и слабослышащих (Хорватия). Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи.

Достоинства фонетической ритмики оценили логопеды, и данный метод занял прочное место в их практике. Живой интерес к методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя подготовительных и начальных классов.

В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных методов работы над произносительной стороной речи.

Фонетическая ритмика основана на подражании движений тела, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются, и постепенно движения становятся более точными, в том числе и мелкие движения и артикуляционные. Таким образом, движения ведут за собой произношение.

Рекомендации по проведению занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики.

Время проведения зависит от возраста детей и вида образовательной деятельности - 3-5-7 минут

Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.

При проведении фонетической ритмики с детьми раннего возраста, детям предлагаются в первую очередь упражнения, связанные с игровыми действиями, используются действия с игрушками, предметами, музыкальными инструментами.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!

На каждом занятии чередуем противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные и т.д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

На первых порах следует исключить резкие движения. На близком расстоянии они, во-первых, могут напугать ребёнка, а во-вторых, с трудом воспринимаются зрением.

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Согласные звуки: [м], [н], [ф], [в], [п], [б], [т], [д], [к], [г], [х], [с], [з], [ц], [шш], [ж], [ч], [щ], [л], [р], [й], и йотированные гласные.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворения, носить игровой характер и яркую эмоционально - положительную окраску.

Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки - улыбку, мимоходом прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др.

Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.

Преподаватель должен уметь сам не только правильно, но и красиво выполнять движения. Для этого советуем разучивать упражнения перед зеркалом.

Предлагаемый практический материал может быть, использован на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Он поможет и старшим дошкольникам при подготовке к обучению грамоте, и, конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых занятиях.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельный урок или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых динамических пауз на других занятиях.

 

Регулярное проведение логопедических занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

  • у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  • улучшается фонематический слух;
  • нормализуется речевое дыхание;
  • формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • улучшается ритмико - интонационная сторона речи;
  • уточняется артикуляция имеющихся звуков,
  • вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков,
  • создаётся база для успешной постановки звуков,
  • быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
  • повышается речевая активность детей.

Это наиболее ярко проявилось в работе с «неговорящими» детьми. Данная методика стимулировала у них появление начатков собственной активной речи.

Занятия с использованием упражнений на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям.