Кольца Венна в формировании читательской грамотности

Теплоухова Элла Хасановна

Учитель русского языка и литературы, Филиал МАОУ Червишевской СОШ "Онохинская СОШ", с. Онохино

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Теплоухова Э.Х. Кольца Венна в формировании читательской грамотности // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2033424


ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье


  

Чтение — вот лучшее учение.

А.С. Пушкин

 

Сегодня формирование функционально грамотной личности стоит в центре российского образования. Читательская грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности. Читательская грамотность – это понимание текста, а еще:

  • умение находить и извлекать информацию,
  • способность сжимать информацию, фиксировать её при помощи знаков,
  • умение делать выводы,
  • способность использовать личный опыт и знания для понимания текста,
  • интегрировать и интерпретировать,
  • структурировать,
  • преобразовывать в диаграммы, таблицы, кластеры и т.д.

Читательская грамотность нужна на каждом уроке.


Для формирования читательской грамотности обучающихся на любых уроках можно использовать прием «Кольца Венна» (или «Диаграмма Венна»). В процессе изучения мы сравниваем какие-то отдельные понятия, темы, художественные тексты. Выявление сходства и отличия – сложный умственный процесс, и как раз прием «Кольца Венна» помогает справляться с такой непростой задачей.

Прием "Кольца Венна" активно применяется в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Прием помогает выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. 

Как можно использовать прием на уроке?

  • Обучающимся предлагается изучить текст и выделить сравниваемые понятия.
  • Обучающиеся находят характерные для каждого понятия черты или свойства и записывают их в круги.
  • Обучающиеся находят сходства понятий и записывают их в зону пересечения кругов.
  • На последнем этапе (закрепление материала) происходит обсуждение составленных диаграмм и составление сравнительной характеристики.

Прием «Кольца Венна» (или «Диаграмма Венна») возможно применять на любом уроке. С помощью этого приема можно выявить общее в сравниваемых областях, подчеркнуть различия и обобщить знания по выбранной теме.