Роль детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников

Шекшаева Анна Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад 80 комбинированного вида», г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шекшаева А.С. Роль детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2033338


  

Патриотическое воспитание сегодня – это важный, сложный и многоступенчатый процесс, осуществляющийся на всех уровнях образования. Современное государство старается растить достойное поколение молодых людей с высокими моральными ценностями, нравственными качествами и развитым чувством патриотизма. Сегодня понятия «патриотизм», «героизм», «любовь к Родине» стали произноситься все чаще. Но также часто встречаются и слова «предательство», «дезертирство». Поэтому на развитие чувства долга и патриотизма граждан нашей страны брошены все ресурсы сильного государства, поскольку патриотически настроенное молодое поколение – это эффективное и мощное социально-экономическое общество в будущем. Задача государства воспитать сильную молодежь, любящую свою Родину, понимающую и принимающую свой долг перед страной, имеющие сильные героические качества и готовые к жертвенности ради защиты своего государства.

По мнению Р.С. Буре, формирование патриотизма у дошкольников способствует выработке у будущей молодежи качеств, необходимых для безопасной жизни в государстве [2]. Поэтому, в современных условиях работа, направленная на патриотическое воспитание детей с самого раннего детства, должна стать основой деятельности дошкольных образовательных учреждений. От того, насколько правильно в детстве были привиты навыки патриотизма и чувство долга перед Родиной, будет зависеть будущая взрослая самостоятельная жизнь ребенка. Одним из значимых средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является детская литература. К детской литературе относятся все произведения, написанные специально для детей. Вся детская литература несет определенный смысл, а особую роль в детских произведениях занимает тема родины, природы, дружбы, отчетливо приводятся грани между добром и злом, и таким образом дети получают первые представления об окружающем их мире. Детская литература направлена на повышение и естественное развитие гражданского мировоззрения, патриотической значимости, чувства долга и, поэтому принято считать, что она является одним из важных средств для формирования личности ребенка с помощью чувств и эмоций и подготовке его ко взрослой жизни. Потенциал детской литературы в патриотическом воспитании детей любого возраста невозможно переоценить, с самого рождения малыш слышит голос мамы и элементы детской литературы. Это первые колыбельные, первые потешки и прибаутки для малышей, первые стихи и частушки, и, конечно же, народные сказки. Любые произведения детской литературы благоприятно сказываются на общем развитии ребенка, развивается слух, речь. Детская литература имеет неоценимые преимущества, она способствует обогащению словаря детей и расширяет их кругозор, через произведения литературы они получают сведения об окружающем мире, о предметах и действиях, о человеческом опыте. Детская народная литература содержит мудрость, в которых раскрываются первые патриотические нотки, это дружба, борьба добра со злом, любовь к близким и к совей Родине, первые представления о воинах и их храбрости. Устное народное творчество пропитано моралью и нравственностью, понятиями о чести и достоинстве, о героизме и отверженности, о трудолюбии и послушании. Все эти элементы позволяют ребенку выстроить правильную общечеловеческую модель поведения.

Педагоги заметили, что особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают произведения о героизме русского народа. Одно из главных мест в патриотическом воспитании с помощью детской литературы занимают народные сказки. Они хранят в себе неоценимую пользу в воспитании, так как она создавалась веками нашими предками и содержит в себе высококультурные и высоконравственные ценности. Слово, как субъект литературы, воздействует на чувства и мировосприятие детей, участвуя в становлении их личности. Например, такие сказки как «Соловей-Разбойник», «Финист – ясный сокол», «Никита-Кожемяка» раскрывают детям понятие о богатырях и их благих делах. Патриотическое воспитание, которое строится на основе народного творчества, дает возможность детям осознать свое причастность не только к родителям и семье, к сверстникам в группе или детском саду, но к более масштабным и крупным общностям, будь то село, город, область или страна в целом, ведь, по нашему мнению, это чувство причастности к чему-то общему и глобальному и есть основа патриотизма и правильной гражданской позиции в будущем. Без сомнения, практически весь народный литературный ряд, состоящий в том числе из сказок, пословиц, поговорок, былин, частушек, обладает высокими литературными достоинствами, которые были оценены не одним поколением. Они являются прекрасным средство для познания окружающего мира, природы, быта русского народа и русских селений, с русскими традициями и праздниками. Также, на наш взгляд, эффективной формой воспитания патриотизма через детскую литературу являются сюжетные постановки. Они разыгрываются детьми на основании какого-либо художественного произведения и дают эффект закрепления после прочтения. Дети погружаются в сюжет, и как будто проживают вместе со своим героем от первого лица, таким образом они намного эффективнее впитывают и запоминают способы поведения. Яркие костюмы, тематические декорации и новое амплуа вызывает неподдельные эмоции у детей старшего дошкольного возраста. Одной из форм приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе являются праздники и традиции. Они наиболее точно передают опыт прошлых поколений, которые выражаются в национальных праздниках, сменах времен года, погодных изменениях и соответствующих приметах, в отношении к труду и общественной жизни человека. Чаще всего это выражается в форме пословиц, поговорок, четверостиший, частушек. Например, известная поговорка «Терпенье и труд все перетрут» позволяет детям оценить возможности труда, а пословицы «Русский медленно запрягает, да быстро едет» и «Старый друг лучше новых двух» раскрывает понятие о русском народе, дружбе, героизме. Детская литература часто представляется детям в форме устного народного творчества и является легкой для запоминания. Она, как правило, ритмична, мелодична, помогает детям воссоздать образы, и они могут ярко представить данные субъекты. Стишки и потешки легко даются детям в любом дошкольном возрасте, так как они выстроены на правильной интонационной базе, и помогают получить первый литературный опыт в старшем дошкольном возрасте [1 с. 11]. Ассоциации и уровень освоения детской литературы удваивает эффект, если ребёнок применил данные произведения на собственном опыте в непосредственной деятельности, поэтому одним из немаловажных аспектов воспитательного процесса с использованием детской литературы является непосредственное участие детей, а не просто прослушивание. Так, это могут быть различные театрализованные действия, хороводы, пляски с песнями, музыкальные форматы игровой детальности и т. д.

Активно используются детская литература в подготовке к каким-либо праздникам и утренникам. Таким образом, приобщая детей к литературному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости, любви к родному краю. Важно знакомить детей с детским народным творчеством в формате детской литературы последовательно, в соответствии с их возрастом и готовностью к литературе, и тогда эффект увеличивается, дети готовы воспринять и понять мудрость, которая скрыта в таком произведении. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом [3, с. 64]. Некоторые литературные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге: А. Барто «На заставе»; А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»; А. Дугилов «Моя улица»; А. Леонов «Шаги над планетой»; С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и др. Многие авторы называют старший дошкольный возраст библиотечным, так как именно в этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к книге как объекту, а изучение русского алфавита пробуждает в них желание к самостоятельному чтению.

Учитывая разнообразие и огромное количество детских литературных произведений для данного возраста, у детей наблюдается избирательность, они уже делают предпочтения к жанрам или направлениям. Отмечено, что дети часто выбирают книги по их дизайну, чем ярче книга, тем больше шансов, что она привлечет внимание ребенка. Как правило, дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с различными литературными направлениями, и способны точно определить его, они с легкость отличают былины от рассказов, поговорки от пословиц, стихи от частушек. Невозможно сказать с точностью, что нравится детям больше, это сугубо индивидуальный процесс, и чтение различных литературных направлений воспринимается каждым ребенком по-разному. Полагаем, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой поэтапный процесс и начинается с формирования основ морально-нравственных представлений. На следующем этапе происходит непосредственное знакомство с произведениями детской литературы, затем пробуждается интерес к Родине, и четвёртый эмоционально-действенный, который полностью завершает процесс формирования патриотизма и раскрывает в детях желание к самостоятельному проявлению патриотических чувств.

 

Литература:

  1. Бугаева О.Б. Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 11 (48). С. 10–13.
  2. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. М: Просвещение, 1989.
  3. О подвигах, о доблести, о славе: патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста: методическое пособие / сост. О.А. Аленкина, М.А. Дворецкая, Е.А. Лапп (отв. ред.), М.Н. Серенко. Волгоград: ВолГУ, 2018. 118 с.