Особенности работы методиста в школе с использованием современных информационных технологий и нейросетей

Мережко Елена Григорьевна

Заместитель директора, ОГАОУ ОК "Алгоритм Успеха", п. Дубовое, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мережко Е.Г. Особенности работы методиста в школе с использованием современных информационных технологий и нейросетей // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2033696


  

Методист в школе − это специалист, который занимается разработкой и внедрением методик обучения, а также оценкой их эффективности. Он помогает педагогам выбирать оптимальные методы обучения, адаптирует учебные программы и контролирует качество преподавания.

Особенностью работы методиста является то, что он должен учитывать множество факторов, таких как возраст учащихся, уровень их подготовки, интересы и потребности. Кроме того, методист должен быть готов к изменениям и инновациям в области образования, чтобы обеспечить эффективность обучения.

После популяризации и внедрения современных информационных технологий методисты могут более эффективно использовать свое время, так как многие рутинные задачи выполняются автоматически. Кроме того, автоматизация процесса позволила методистам сосредоточиться на более важных задачах, таких как разработка новых методик обучения и оценка их эффективности.

В каких целях методист может использовать современные информационные технологии, в том числе и нейросети, в своей работе?

  1. Методист может использовать в своей работе различные онлайн-платформы для создания и распространения учебных материалов, организации дистанционного обучения и контроля успеваемости учащихся;
  2. Применять нейросети для автоматизации процессов: нейронные сети могут быть использованы для анализа больших объемов данных об успеваемости учащихся, выявления тенденций и прогнозирования результатов обучения, которые уже частично встроены в профессиональные программы;
  3. Разрабатывать и внедрять программы с использованием искусственного интеллекта, которые помогут учащимся лучше усваивать материал и развивать навыки критического мышления.
  4. Использовать современные технологии для создания персонализированных учебных планов, которые учитывают индивидуальные потребности и способности каждого ученика.
  5. Для налаживания сотрудничества с другими образовательными учреждениями, обмена опытом и ресурсами, а также организации совместных проектов, так же подойдут современные информационные технологии;
  6. Поддержка дистанционного обучения: методисты должны быть готовы к адаптации существующих методик и разработке новых подходов к обучению в условиях дистанционного образования, используя современные платформы и технологии.
  7. Важную роль в поддержке и развитии цифровых компетенций педагогов играют методисты, обеспечивая их доступом к актуальным ресурсам и обучающим материалам, а также проводя тренинги и семинары по использованию современных технологий в образовательном процессе.
  8. Мониторинг и анализ результатов внедрения новых технологий: методисты проводят регулярный мониторинг и анализ эффективности использования современных информационных технологий в учебном процессе, выявляя слабые места и определяя направления для дальнейшего развития.

Помимо профессиональных навыков, методист оказывает всестороннюю поддержку педагогам, актуализируя знания и формируя более высокий уровень компетенций по актуальным направлениям в связке «методист – педагог – ученик», таким, как:

  1. Развитие цифровых компетенций: педагоги должны быть готовы к использованию новых технологий в учебном процессе, таких как онлайн-платформы, искусственный интеллект и нейронные сети.
  2. Обучение критическому мышлению: педагоги должны уметь критически мыслить и развивать навыки анализа информации, принятия решений и решения проблем, как у себя, так и у учащихся;
  3. Развитие коммуникативных навыков: педагоги – очень коммуникабельны сами и должны помогать ученикам развивать навыки общения, сотрудничества и работы в команде.
  4. Поддержка индивидуального обучения: педагоги должны создавать условия для развития индивидуальных образовательных траекторий учащихся, а также формировать свой собственный план профессионального развития на протяжения всей своей карьеры и жизни;
  5. Развитие эмоционального интеллекта: педагоги должны уделять внимание развитию навыков саморегуляции, эмпатии и социальной компетентности, передавая эти навыки учащимся.

Интересен тот факт, что на помощь методисту могут прийти современные технологии, такие как искусственный интеллект и нейронные сети, которые могут быть использованы для формирования плана по саморазвитию. Эти технологии могут анализировать данные о человеке, такие как его интересы, цели, навыки и опыт, и на основе этой информации составлять план по саморазвитию. Например, нейронная сеть может предложить человеку курсы или тренинги, которые помогут ему развить необходимые навыки для достижения своих целей.

Примером, мобильных приложений, созданных на основе искусственного интеллекта, помогающим в формировании плана саморазвития, являются: Self-improvement Journal (Дневник целей): это приложение помогает пользователям записывать свои цели и отслеживать свой прогресс в их достижении; Habit Tracker (Отслеживание привычек): это приложение позволяет пользователям создавать и отслеживать свои привычки, чтобы помочь им стать более продуктивными; MyLifePlan (Мои планы): это приложение предоставляет пользователям инструменты для планирования своего будущего, включая образование, карьеру и личные цели.

Многие их них англоязычные, но есть возможность упростить этот процесс, используя традиционные способы с применением любых удобных для педагога технических средств:

  1. Дневник целей (записать свои цели в любую программу для записей («Заметки», «Блокнот» и пр.). К каждой цели сформулировать 5 шагов для ее выполнения. Разбить шаг на микрошаги и написать сроки самоконтроля. Это позволит увидеть, насколько ваша профессиональная цель достижима, в какие сроки, какую работу необходимо проделать для ее успешной реализации. Такой же способ подходит и для реализации финансовой цели;
  2. Если цели придумать тяжело, не можете себя понять, не знаете, какую тему саморазвития выбрать – на помощь придет метод фиксации дня. На протяжении суток педагог записывает в телефон, на компьютер то, что он делал на работе (профессиональные функции), а в конце недели проводит анализ собранных данных. После чего решает, что ему удается, а над чем стоит потрудиться. Для этого подойдет текстовый вариант (запись в телефон, аудиозапись, видеозапись). Такие «монологи» можно хранить в специально созданной закрытой группе в социальных сетях или мессенджере;
  3. Очень эффективен, в определении и формулировании темы и направления профессиональной деятельности, способ изучения современных российских и зарубежных материалов коллег. Для понимания текстовых или видеоматериалов на иностранном языке используют функцию перевода или пересказа страницы / видео. Искусственный интеллект поможет разобраться в своих профессиональных предпочтениях, а также составить свой план саморазвития. А после такой «насмотренности» и анализа контента, педагогу проще будет определиться.

Кроме того, разобраться в своих предпочтениях и сформировать свой индивидуальный план саморазвития поможет изучение опыта коллег (взаимопосещения; участие в форумах, семинарах, конференциях; изучение материалов и написание научных статей; взаимодействие с учащимися в процессе работы над научно-исследовательским проектом и пр.).

При выборе любого способа работы методистом или педагогом, необходимо учитывать все внешние и внутренние факторы и риски. Самый лучший и эффективный способ – это комбинирование и экспериментирование, максимальное упрощение рутинных задач или функций благодаря современным информационных технологиям и нейросетям; высвобождение времени для саморазвития благодаря автоматизации некоторых процессов.

 

Литература:

  1. 6 лучших приложений для отслеживания привычек в 2023 году // Clickfraud.ru. 08.09.2022. URL: https://clickfraud.ru/6-luchshih-prilozhenij-dlya-otslezhivaniya-privychek-v-2023-godu/.
  2. Как работает перевод видео в Яндекс Браузере. URL: https://yandex.ru/project/browser/streams/technology.
  3. Лааксо П. «Яндекс» добавил функцию краткого пересказа статей в «Яндекс Браузер // Vc.ru. 06.07.2023. URL: https://vc.ru/chatgpt/749869-yandeks-dobavil-funkciyu-kratkogo-pereskaza-statey-v-yandeks-brauzer.
  4. Мои планы на 2023 год // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/Y6vvM6uLgzYLLOTB.
  5. Kristenson S. How to Journal for Your Self-Improvement (with Examples) [Кристенсон С. Как вести дневник для вашего самосовершенствования (с примерами)] // Happier human. 19.06.2023. URL: https://www.happierhuman.com/journal-self-improvement/