Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся

Емяшева Людмила Викторовна

Учитель иностранного языка, МБОУ СОШ № 14, г. Пятигорск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Емяшева Л.В. Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2033352


  

Инновационными системами контроля и оценки знаний учащихся в современной школе являются «портфолио» учащихся и «языковые портфели».

В 2004 году вышли рекомендации Рособразования «О построении различных моделей и использовании «портфолио» учащихся основной и полной средней школы».

Эту работу я начала с начальной школы и поэтому в прошлом учебном году приступила к ней в 3б классе, где учащиеся изучают английский язык. Вместе с ребятами мы стали делать одну из разновидностей портфолио достижений - «Досье моих успехов в изучении иностранного языка».

Напомню, что «Портфель ученика» − это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, способ фиксирования и накопления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Это комплект документов и самостоятельных работ учащихся, демонстрирующие не только учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях, умениях и навыках по сравнению с его предыдущими результатами. Другими словами, учащийся показывает все, на что он способен в изучении иностранного языка. Задача учителя – проследить динамику учебного процесса.

По материалам «портфолио» учитель может всегда оценить работу учащегося в разных видах речевой деятельности. Материалы оцениваются как по качеству, так и по количеству.

Есть следующие виды «портфолио»: «портфолио» документов, «портфолио» работ, комплесный «портфолио». Сейчас мы продолжаем работу над комплексным «портфолио», которая понравилась учащимся. (Показать и рассказать о его структуре).

Данная форма работы не занимает много времени, но имеет следующие преимущества:

  1. Учащийся имеет возможность:
  • самостоятельно проследить динамику собственного личностного роста;
  • узнать объективное мнение о себе учителей;
  • адекватно сомооценивать уровень своей языковой подготовки;
  • осуществлять систематичность и регулярность самомониторинга.

2. Позволяет учителю:

  • увидеть результаты обучения классного коллектива в целом;
  • проследить индивидуальный рост каждого ученика;
  • прокомментировать мнение учащихся практически применять приобретенные знания, умения и навыки;
  • лучше организовать учебный процесс и анализировать его совместно с учащимися;
  • конкретизировать обучение;
  • находить индивидуальный подход к учащимся;
  • повысить свое профессионально-методическое мастерство.

Есть «языковой портфель» учащегося, который также является инструментом оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков. Он развивает и поддерживает заинтересованность каждого ученика в изучении языка. В основу «языкового портфеля» заложена система уровней владения языком: выживания – уровень для учащихся общеобразовательных школ; допороговый, пороговый – для лицеев, гимназий и углубленного изучения иностранного языка. Благодаря «языковому портфелю» учащиеся получают более четкое представление о целях обучения иностранному языку.

Имеются некоторые электронные «языковые портфели» - уровня выживания - у учащихся 6б класса. Эти портфели появились в прошлом учебном году. (Рассказать и показать «языковые портфели»)

Конечно, эта работа будет продолжаться и дальше.

Считаю, что «портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, самоконтроля и саморазвития, но и помогает решать следующие педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  • поощрять активность и самостоятельность учащихся;
  • формировать умение учиться;
  • содействовать индивидуализации образования школьников.

Тем, кому захочется начать работу над созданием «портфолио» учащегося, рекомендую методическое пособие «Теория и практика обучения иностранным языкам» (Н.Д.Гальскова, З.Н. Никитенко), в котором очень подробно рассказано все, что касается инновационной оценки знаний, умений и навыков учащихся в изучении предметов.