Секреты воспитания у ребенка интереса к чтению

Галимзянова Резеда Иреговна
Афанасьева Юлия Олеговна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад "Ёлочка", г. Надым, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Воспитатель, МДОУ "Детский сад "Ёлочка", г. Надым, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Галимзянова Р.И., Афанасьева Ю.О. Секреты воспитания у ребенка интереса к чтению // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 2031503


  

Как сказал знаменитый филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев

«Чтение – это привычка, которой не учат, которой заражаются».

Д.С. Лихачев

И безусловно мы согласны с этим высказыванием. Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом – духовного развития ребенка. Эстетическое воздействие художественного текста способствует становлению идеала прекрасного, воспитывает художественный вкус, стимулирует собственное художественное творчество читателя. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Как и взрослый, ребенок способен испытывать эстетическое удовольствие от прослушанного текста, находясь под влиянием звуковой и словесной игры, удивляясь неожиданным поворотам сюжета, создавая образы персонажей, воображая свою причастность к описанным событиям и искренне сопереживая героям произведения. Эстетическое удовольствие стимулирует и поддерживает интерес к чтению.

Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании не только каждого отдельного человека, но и общества в целом. Заложенные в дошкольном детстве приоритеты, определяют дальнейший жизненный путь. И поэтому в данном возрасте необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгой человек не только познаёт прошлое, настоящее и будущее, но и главное учится думать, анализировать, развиваться творчески. Именно в этом возрасте ребенок начинает активно постигать мир социальных отношений, стремится разобраться во взаимоотношениях взрослых, оценивает свои поступки и поступки других детей.

Поэтому, нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать у него усидчивость и подготовить ребёнка к учёбе в школе.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не учится думать.

Чтение развивает душу человека, учит его состраданию, милосердию, сочувствию чужой боли, учит радоваться чужому успеху. Чтение также способствует развитию речи, делает её правильной, чёткой, понятной, красивой. Человек, умеющий читать, умеет пользоваться информацией. А в наше время, умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе её анализа, ценится как высокое профессиональное достижение.

Возникает вопрос, когда же начинать прививать ребенку, любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По несколько минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться.

Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка, можно вызвать у него интерес к судьбе героя, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Храбрый оленёнок», «Трое из Простоквашино», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте ему сказку.

Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности.

Большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания.

Рождение интереса к книге тесно связано с восприятием. Думается, что он появляется на первой – эмоциональной стадии, когда возникает желание продолжить чтение.

В прямой зависимости находятся интерес и потребность в чтении. Чем выше интерес к книге и чтению, тем чаще возникает потребность читать, узнавать новое, погружаться в приятное эмоциональное состояние, вызванное содержанием текста. Но в данном случае интерес и потребность должны быть личностно мотивированными.

Сам сюжет должен быть оригинальным с наличием тайны. Необходимо возбуждать детское любопытство, способствовать активности восприятия, воображения, вырабатывать чувство текста, реакцию на слово, поступок, действие героя. Интерес к чтению вызывают книжные иллюстрации.

От того, испытывает ли ребенок наслаждение или глубоко тягостное чувство при чтении, зависит судьба литературы. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый интересом. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

Сегодня предлагается нам большой выбор детских книг, но все ли из предложенных книг нужно покупать? В этом вопросе родители должны быть грамотными людьми, потому что, от того, какая книга попадёт первой в руки ребёнка, тоже зависит, станет ли он читателем. Покупайте детям яркие, красочные книги. Дети любят яркие книги, а книги без картинок их не интересуют.

Важно помнить, что книжки для детей в возрасте до трёх лет должна быть особенными:

  • книга должна быть лёгкой, вызывать приятные тактильные ощущения.
  • книги специальные, с надувными страницами, которые не тонут в воде, издают звуки.
  • маленькие книжки должны быть в библиотеке малыша - их легко держать в руках, легко рассматривать самому.
  • множество книг, листы которых сделаны из картона - малыши не будут бояться измять или изорвать их. Но если это всё же случилось, не ругайте ребёнка, объясните ему, как нужно пользоваться книгой. На его глазах исправьте, «подлечите» книгу.
  • интересны для малышей книжки, листы которых в форме какого-либо предмета или героя, о котором идёт речь в книге.
  • книжки-панорамы, содержание которых оживляется с помощью приведённых в движение фигур.

Для детей более старшего возраста нужны книги с более мелкими иллюстрациями, чтобы не отвлекать внимание ребёнка от текста, изданной на хорошей белой бумаге, яркой, красочной, заманчивой. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Особое значение при отборе книг для чтения является критерий доступности. Доступным произведением является такое, которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя.

Советы:

  • Прежде всего учтите психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
  • Выберите уютное, тихое место для чтения. Главное, позаботься о том, чтобы был хороший свет. Днем мягкий свет из окна обеспечит комфортное чтение, а для вечернего чтения можно использовать светильник или торшер. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени.  Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться.
  • Старайтесь всегда читать малышу выразительно. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.  Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка самое ценное, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так, как у вас получается, в данном случае это не главное.
  • Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичными.
  • Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз. Интересуйтесь у ребёнка, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории.
  • С ранних лет учите ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к «новой» встречи.
  • Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.
  • Чтение должно быть интересным и не принужденным.

Игры для детей.

Игра «Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно, и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Игра «Картинка вместо слов». Рассказы с картинками вместо слов для детей хорошо развивают мышление и приносят детям массу удовольствия.

Не торопитесь подсказывать малышу, позвольте ему самостоятельно решить поставленную перед ним задачу - тем самым вы дополнительно тренируете его логическое мышление.

7 секретов воспитания интереса к чтению.

1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. В той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет. Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4 секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.

И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество.

Еще один пример: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.

Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям, или начинайте рассказывать сказку или произведение начиная фразу самим, а ребенок помогает ее закончить.

Когда дети приходят в детский сад, или во вторую половину дня можно прочитать небольшой группе детей что-либо из книги, привлекшей детское внимание. На прогулке, «к случаю» вместе с детьми можно вспомнить знакомое стихотворение, загадку, песенку. Отдыхая на природе, дети с большим интересом слушают рассказы и сказки о природе, о животных.

Время и место для чтения и рассказывания могут быть различными, однако основной материал дается детям на занятии.

При чтении на занятии следует позаботиться о спокойной обстановке. Важно также, чтобы дети сидели удобно, непринужденно, чтобы все хорошо видели рассказчика, чтеца. Также при рассаживании детей следует предусмотреть ряд особенностей восприятия литературы, и не научившихся слушать детей посадить, незаметно для них, поближе к себе, на виду. Такие приемы помогут заинтересовать ребенка рассказом, чтением: постепенно у ребенка вырабатывается сосредоточенное внимание. Не следует, однако, во время слушания препятствовать невольным репликам детей, выражению радости. Эта детская активность говорит о напряженном слушании.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место в группе, где дети с интересом знакомятся с книгами, рассматривают картинки, иногда придумывают свои рассказы, читают наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или теневого театра. Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает детей в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными. Чтобы уголок книги привлекал детей, важно, чтобы в нем было удобно, опрятно и красиво (эстетичность оформления); место для книжного уголка должно быть отведено в спокойной части комнаты и хорошо освещено.

Вот и все секреты о том, как воспитать у ребенка интерес к чтению, не принуждая его к этому.