Дифференциация звуков [с] – [ш]: конспект логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группы

Несмачных Марина Анатольевна
Шевченко Виктория Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пос. Краснобродский, Прокопьевский МО, Кемеровская область
Страший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пос. Краснобродский, Прокопьевский МО, Кемеровская область 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Несмачных М.А., Шевченко В.В. Дифференциация звуков [с] – [ш]: конспект логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группы // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2031422


  

Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]»

Цель занятия: закрепление умения дифференцировать звуки [с] – [ш], делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей дифференцировать звуки [с] – [ш];
  • способствовать формированию навыка чтения слогов, слов;
  • упражнять детей в звуковом анализе слогов, слов;
  • закреплять умение делить слов на слоги, предложения на слова;
  • упражнять в умении составлять предложения из трех, четырех слов;
  • закреплять умение определять позицию звука в слове;
  • способствовать активизации словарного запаса;
  • закреплять умение взаимодействовать со сверстниками во время занятия.

Коррекционно – развивающие:

  • способствовать развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного гнозиса;
  • способствовать развитию общей, мелкой моторики;
  • развивать умение концентрировать внимание;
  • способствовать развитию общей, мелкой моторики;
  • совершенствовать координацию речи и движений старших дошкольников;
  • продолжать развивать интерес к художественной литературе;
  • развивать социальные навыки: умение работать индивидуально, коллективно.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать умение слушать речь педагога и друг друга, умение участвовать в диалоге, отвечать на поставленный вопрос педагога;
  • воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: любознательность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, самостоятельность;
  • воспитывать самоконтроль, контроль за собственной речью;
  • воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности.

Оборудование: зеркала, звуковые схемы звуков, схема предложения, конверт, зеленые веревочки, замки для звуков, логопедическое лото.

Методы и приемы: наглядность, беседа, логопедические игры, физминутка, гимнастика для глаз.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психологический настрой

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Вспомним правило красивой речи: Сначала подумай, потом говори.

 

- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки.)

- Подул теплый ветерок –ш-ш-ш-ш-ш, зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальчиками.)

- Подул холодный ветер –с-с-с-с-с-с, закачались сосны. (Дети покачивают и машут руками.)

- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветви. (Дети расслабляются.)

- Снова подул ветер. (Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.)

II. Основная часть

- Как зашумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш-ш-ш)

- Как подул холодный ветер? (с-с-с-с-с-с-с)

Вы догадались, какие звуки мы будем повторять? (Мы будем повторять звуки с –ш.)

Сравнительная характеристика звуков

Логопед на доску прикрепляет буквы.

- Что происходит с нашим язычком и губами при произношении звука С? (При произношении звука С губы – в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.)

- Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук С. (Дети произносят сначала по одному, затем вместе).

- Какая воздушная струя проходит посередине языка? (Холодная воздушная струя проходит посередине языка.)

- Как вы узнали, что воздушная струя холодная? (Поднесли ладошку ко рту и почувствовали холодный воздух.)

- Покажите с помощью руки, где находится язычок при произношении звука С. (Дети показывают ладошкой.)

- Что происходит с нашим язычком при произношении звука Ш? (Губы вытянуты рупором, трубочкой, бубликом. Кончик языка «чашечкой» поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, плавная струя воздуха.

- Как вы узнали, что воздушная струя теплая? (Поднесли ладошку ко рту и почувствовали тепло.)

- Покажите «чашечку» при помощи рук. (Дети показывают).

- А теперь ребята давайте споем песенку с помощью звуков.

1-звук С

2-Звук Ш.

Звуковая характеристика звуков.

- Звук Ш согласный или гласный звук? (Звук Ш – согласный звук.)

- Почему? (Звук Ш – согласный звук, т.к. при произношении этого звука голос встречает преграду, мы звук не поем.)

- Твердый или мягкий? (Всегда твердый.)

- Как узнаем глухой звук или звонкий? (Подставляем ладошку к горлышку и произносим звук. (Дети произносят звук.)

Л. Звук Ш- согласный, твердый, глухой, шипящий.

-Кружочек какого цвета выбираем для этого звука (Для звука Ш выбираем кружочек зеленого цвета.)

- Расскажите про звук С? (Звук С- согласный, твердый, глухой, свистящий.)

-Кружочек какого цвета выбираем для этого звука (Для звука С выбираем кружочек зеленого цвета.) Дети на доске пишут буквы и под буквами выкладывают звуковую схему.

-Характеристика звуков похожа, но существует одно отличие звуков друг от друга. Звук С – свистящий, а звук Ш – шипящий. При произношении звука С –свистим, Звука Ш –шипим.

- Ребята, а как вы думаете, в замке какого цвета живут звуки С –Ш? (Звуки С, Ш живут в зеленом замке, т.к. они глухие звуки).

Логопед выставляет на доску зеленый замок и объясняет, что звуки С, Ш живут в зеленом замке, т.к. они глухие звуки.

- А как вы думаете, какие звуки живут в замке синего цвета? (В замке синего цвета живут звонкие согласные).

- Перечислите их?

- Почему согласные называются звонкими? (При произношении звенит в горлышке.)

Связь звуков и букв.

- Ребята, что такое звук? (Звук – это то, что мы слышим.)

- Что такое буква? (Буква – это квартирка звука или это то, что мы пишем.)

Логопед произносит звук и показывает букву.

- У каждого на столах красивые разноцветные ленточки. Выложите с помощью ленточек буквы С и Ш. (Дети разворачиваются к столу и выполняют задание.)

Дети выполняют задание, логопед произносит стихотворения

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

 

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е (Дети делают из буквы Ш, букву Е)

Логопед комментирует выполненное задание.

Упражнения с мячом – ежиком (Движения по тексту)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я с метаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

Развитие фонематического слуха.

А) Игра «Подарим картинки Паше и Соне».

- К нам в гости пришли мальчик и девочка. Давайте придумаем им имена. У мальчика в имени будет звук Ш, а у девочки звук С. (Мальчика назовем Паша, а девочку Соня.)

- В пальчиковом бассейне лежат подарки Паше и Соне. Паше подарите картинки, в названии которых услышите звук Ш, а Соне – в названии которых услышите звук С.

Дети выполняют задание, объясняя выполнение действий. Пример: «Я подарю грушу Паше, потому что в слове груша есть звук Ш» и т.д.

Б) Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С, топни – звук Ш.

Слова: шапка, санки, машина, сумка, карандаш, доска, кошка, масло, Саша, сушка, камыши, солнышко.

- Звуки, как люди, живут в разных домах, называемых слогами, да еще и каждый занимает ему одному отведенную квартиру.

В) Логопедическое лото: «Найди место звуку в слове».

Дети садятся за столы и выполняют задание, два человека лото со звуками С и СЬ, два человека со звуком Ш.

Закрепление звуков в слогах. Звуковой анализ слогов.

- А теперь отправляемся в путешествие к красному замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки)

- Назовите гласные звуки. (А, О, У, И)

- Почему мы называем звуки гласными? (При произношении голос не встречает преграду, мы их не поем).

- Давайте подружим звуки С, Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось? (СА)

ША   СА     СО ШО     СУ ШУ (Логопед пишет на доске слоги, а дети выкладывают звуковую схему слогов. Объясняют, что звуки Ш, С –согласные, а звуки А, О, У – гласные.)

Мы заметили сейчас:

Буквы разные у нас,

Отличаются по цвету,

Что напомнило вам это?

Звуковая схема слога:

И игра у нас готова.

Упражнение для глаз «Мигалочки» (Выполнение движений по тексту).

Светит солнышко в окошко

Закроем глазки мы немножко.

Подержали – открываем,

А теперь мы поморгаем.

Закрепление звуков в слогах. Звуковая схема слова.

- А сейчас я попрошу вас выполнить более сложное задание. Надеюсь, вы справитесь с ним.

- Нужно выполнить звуковую схему слов.

СОК

ДУШ

(Дети выкладывают звуковую схему слов на доске.)

-Назовите слово? (СОК)

-Сколько слов? (Одно)

-Сколько слогов? (Один)

-Как вы узнали, что слог один? (Прохлопали слово)

- Сколько согласных звуков в слове СОК?( 2)

- Сколько гласных звуков? (1)

- Сколько слогов? (1)

- Вспоминаем правило: сколько гласных, столько и слогов.

По этой же схеме работаем со словом ДУШ.

Потом разворачиваются к столу, у каждого на столах листы со словами, дети выкладывают звуковые схемы слов. Логопед достает слова из большого конверта.

ШАР СЛОН СОН ШКАФ

Закрепление звуков в предложении.

На доске схема предложения из 4- х слов. (Логопед произносит слова, которые дети должны запомнить, каждый ребенок со своим словом составляет предложение.)

Слова: ландыш, весна, сумка, груша

Примеры: Наташа ела вкусную грушу. Мама купила сумку.

III. Итог

- Какие звуки сравнивали?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что у вас получилось?

- Что было для вас сложного?

Наш закончился урок.

Кто собой доволен,

Руку поднимите,

На пальчиках оценку

За занятие покажите.

Все пятерки, это ясно!

А вы, гости,

Как, согласны?

Лично я ребят хвалю,

Я таких трудяг люблю! (Логопед вручает медали с оценками)