Природа глазами художника

Сайгашкина Жанна Валериевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 122 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сайгашкина Ж.В. Природа глазами художника // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 2027542


  

В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества

В.А. Сухомлинский

Пейзажная живопись вызывает интерес у детей изображением предметов и явлений цветовыми сочетаниями, колоритом. Рассматривая пейзаж, дети эмоционально реагируют на цвет. Однако некоторые воспринимают его очень поверхностно. Часть детей способна воспринимать элементарные основы гармонии цвета - они замечают, какие цвета сочетает художник, как он размещает в картине краски. 5-7-летние дошкольники, выбирая "самую красивую" картину, способны при этом руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми яркостью красок, их сочетанием.

Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.

Тип проекта: творческий

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы и их родители, педагоги.

Продолжительность проекта: сентябрь-май.

Актуальность. При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.

При составлении рассказов по картинам пейзажной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.

Исходя, из данной актуальности была выбрана тема проекта: «Природа глазами художника».

Цель проекта. Воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности.

Исходя из цели нами были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

  • Учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства.
  • Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью.
  • Познакомить с художниками – пейзажистами.
  • Учить понимать замысел произведения, его содержание.

Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, мы учли особенности развития словаря, связанной речи детей, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Имея в виду следующую особенность: дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как-бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной отзывчивости, отражает познание им искусства лишь на уровне рационального, логического мышления. В самом произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционально-насыщенного. Следовательно, и познание пейзажей осуществлялось на основе единства эмоционального и рационального, что обусловило речь воспитателя и ребенка.

Развивающие:

  • Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  • Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия природы.

С помощью пейзажной живописи мы развивали мыслительную деятельность старших дошкольников; умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. При рассматривании пейзажей у воспитанников формировали и развивали не только перцептивные действия, но и система сенсорных комплексных ощущений, дающих целостное восприятие художественного произведения. В процессах ознакомления с пейзажами у детей формировали и расширяли научные знания линейной, воздушной перспектив, композиции, возможности цвета, техники изображения. В результате чего осуществлялось осваивание детьми своеобразной терминологии, тем самым, расширяя свой словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к пейзажной живописи.
  • Воспитывать нравственное сознание красоты природы.
  • Воспитывать эмоционально-личностный интерес к живописи, к великим художникам.

Более полное познание детьми произведения пейзажной живописи позволило нам не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизировался интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогатили свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них сформировалось нравственное сознание.

При ознакомлении детей с пейзажной живописью мы учили детей видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивали их эстетические чувства, которые проявлялись у детей в начале эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством - в собственной художественной деятельности.

Формируя социальные чувства, особенно нравственные, искусство повлияло на усвоение детьми норм поведения в обществе - морали и законов государства, осуществляет социализацию человека - его включение в жизнь коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, и их отношений друг к другу.

Основные направления творческой работы с дошкольниками:

Знакомство с:

  • Пейзажами
  • Художниками.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы.
  • Подбор иллюстративного материала.
  • Отбор произведений детской художественной литературы.
  • Поиск информации о картинах, художниках.
  • Подбор рекомендаций и консультаций для родителей.
  • Выбор детско – родительских заданий для проекта.
  • Подбор музыкального репертуара.

Основной (Реализационный) этап:

  • Проведение организованной образовательной деятельности, бесед.
  • Рассматривание и составление описательных и сравнительных рассказов в соответствии с тематикой картины.
  • Составление наброска простым карандашом в соответствии с тематикой картины.
  • Организация выставки «Наши пейзажи»
  • Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.
  • Проведение дидактических игр; игровых упражнений.
  • Разучивание стихотворений о природе, о жанрах живописи.
  • Наблюдение за изменениями в природе;

Заключительный этап:

  • Представление творческой папки по реализации проекта;
  • Представление подборки картин и искусствоведческих рассказов по картинам.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • речевое раскрепощение ребенка;
  • расширение и активизирование словаря детей;
  • развитие выразительности речи детей;
  • расширение кругозора;
  • развитие речевых навыков и коммуникативных способностей детей.

Взаимодействие с детьми.

Задачи: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Взаимодействие с родителями.

Задачи: педагогическое просвещение, приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.

Форма работы с детьми.

Специально организованные мероприятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о природе, художественное творчество, составление описательных рассказов о природе, беседы.

Формы работы с родителями.

Консультации, подбор репродукций картин, беседы о важности данной проблемы, оформление папки передвижки, выставки детского творчества, совместное творчество детей с родителями, советы родителям.

Формы работы с педагогами.

Консультации, проведение мастер-класса «Пейзажная живопись».

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Заключение

Воспитанники эмоционально откликаются на образное содержание произведений живописи, ориентируются в цвете, как средстве для передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображаемому, выделяют главное на плоскости листа: цвет, положение в пространстве.

Дети различают жанры живописи, их особенности, помнят имена художников, названия некоторых произведений.

Применяют средства выразительности при изображении различных жанров;

Видят и понимают разнообразие и красоту природы в различное время года. Возникает потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства;

Дети проявляют устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ними.

В описательных рассказах о природе, объектах и явлениях природы дети стараются точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; освоить слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета, определять и воспроизводить логику описательного рассказа, использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения).

Таким образом, делая вывод надо сказать, что особая роль в развитии речи, её образности отводится знакомству с произведениями пейзажной живописи детей старшего дошкольного возраста.