Развитие социальной активности дошкольников в системе социального партнерства дошкольной организации

Ишина Зоя Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ "Инжавинский детский сад "Березка", р.п. Инжавино, Тамбовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ишина З.А. Развитие социальной активности дошкольников в системе социального партнерства дошкольной организации // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 2015431


  

Одно из приоритетных направлений государственной политики сегодня обращено к общечеловеческим ценностям образования и воспитания. Все эти направления прописаны в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), которая вступает в силу с 1 сентября 2023 года (в разделе «Рабочая программа Воспитания»).

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Главная особенность ФОП ДО, что она позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.

Основными задачами являются – обеспечить единые для РФ содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения ОП ДО, обеспечить динамику развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и особенностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

ФОП ДО призвана реализовать один из пунктов ФГОС – СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОССИИ.

Наш детский сад, как и многие другие образовательные учреждения нашего округа, имеют многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями: библиотека, музей, заповедник «Воронинский», школа, ДЮСШ, ГИБДД, Пожарная часть № 19, учреждение дополнительного образования «Радуга» и многие другие.

Сотрудничество с ними строится с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Взаимодействие Дошкольной образовательной организации должно строиться на основе на основе следующих принципов:

  • учета запросов общественности;
  • установление интересов каждого из партнера;
  • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
  • выработка четких правил в процессе сотрудничества;
  • значимость социального партнерства для каждого из сторон;
  • установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:

  • открытость ДОО;
  • установление доверительных и деловых контактов;
  • использование образовательного и творческого потенциала социума;
  • использование активных форм и методов общения.

Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты воспитательной деятельности.

Деятельность дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.

На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Современное общество, время и обстоятельства, требуют от человека большой социальной активности, которая лежит в основе преобразования себя и мира вокруг.

Социальная активность является необходимой предпосылкой всестороннего развития личности и условием ее самоопределения в обществе. Социально активный человек становится личностью, умеющей ставить цели, реализовывать идеи, выражать свою волю, принимать самостоятельные решения.

Фундамент социальной активности закладывается до 7 лет. Как указывается в психолого-педагогической литературе, данный период наиболее подходит для формирования социально-одобряемых свойств, качеств и поведения. Ведущая роль в социальном развитии детей принадлежит дошкольному образовательному учреждению. В этой связи, перед педагогами дошкольного образования стоят одновременно важные и сложные задачи по созданию оптимальных условий в ДОУ для формирования социальной активности у старших дошкольников, которая будет направлена на полноценное взаимодействие с обществом учитывая возможности и особенности возраста ребенка.

Социально активный ребенок приобретает такие важные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, коммуникабельность.

Достичь такого уровня развития социальной активности, который характерен для человека как полноценного субъекта общественных отношений, в дошкольном детстве, конечно, нереально, но сформировать его основы у детей старшего дошкольного возраста возможно и необходимо. С одной стороны, это определяется развитием самосознания, иерархии мотивов с другой сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразных профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.

На протяжении всего времени моей работы в нашем дошкольном учреждении были установлены тесные связи с детской библиотекой. Совместная работа по разработанному плану способствует дальнейшей социализации дошкольников посредством экскурсий по залам библиотеки, познавательных бесед, игр и тематических программ. Провели цикл бесед: «Где живут книги?», «Как вести себя в библиотеке», «Как правильно обращаться с книгой», рассмотрели с детьми ситуацию: «Что нужно сделать, если книга «заболела», читали стихи, загадки, рассказы о книгах, а также в книжном уголке знакомились с новинками, тем самым расширяя кругозор дошкольников, развивая у детей инициативу, самостоятельность и ответственность.

Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения, родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности. А это самый главный результат нашей работы – возросшая любовь к книге и семейному чтению.

Согласно тематической неделе по ОБЖ, по правилам пожарной безопасности с детьми не только читаются книги о пожарных, учатся пословицы и поговорки, происходит первичное знакомство с правилами противопожарной безопасности.

Но совсем по-другому усваиваются правила пожарной безопасности детьми, когда об этом рассказывает пожарный, поэтому в подготовительный группе детского сада планируется экскурсия в пожарную часть. Дети узнают, что в основном у нас пожарные заняты тренировкой. Им приходится много тренироваться, чтобы быть ловкими, сильными, быстрыми.

Подобные экскурсии формируют у детей не только навыки общения в различных социальных ситуациях и знакомят с представителями различных профессий, но развивают у дошкольников инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка.

Одним из важнейших моментов в воспитании, образовании и социализации дошкольников является проведение экскурсий в Инжавинский краеведческий музей. Мероприятий с детьми позволяют приобщить детей к изучению истории родного края, на основе воспитания чувства патриотизма, гуманности, нравственности и формирования бережного отношения к историческим местам, приобщение к музейной педагогике. Работа продолжается уже в мини-музее «Русская изба», который действует в нашем детском саду.

Активное сотрудничество с ГИБДД. Сотрудники частые гости детского сада.

Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны одна из задач ДОО. Поэтому мы поддерживаем связь с заповедником «Воронинский».

На базе ДЮСШ ежегодно проходит спартакиада дошкольников. Педагоги дополнительного образования «Радуги» проводят занятия на базе нашего детского сада. Наши дети постоянные участники концертов в районном Доме культуры.

Вывод: На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему, воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде, активно осваивать мир. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. А мы – педагоги, в свою очередь, активно овладеваем методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами.