Интерактивные дидактические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Кузнецова Евгения Юрьевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 71", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кузнецова Е.Ю. Интерактивные дидактические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста  // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1986468


  

Качество современного образования напрямую зависит от использования новых эффективных технологий, которые помогают ускорить, облегчить и дополнить привычные способы обучения детей дошкольного возраста. Современные дети воспринимают информацию посредством интернета и телевидения. Использование компьютерных технологий стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и рекомендуется правительством Российской Федерации. Так, например, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» (Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000г. №751) одной из целей является разработка программ, которые реализуют информационные образовательные технологии и позволят развивать открытое образование. Поэтому одним из средств повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника является работа по созданию понятных и близких для детей электронных дидактических и познавательных пособий.

Леонова Л.А считает, что компьютерные игры должны быть составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет [1].

Из массы компьютерных технологий особый интерес представляют интерактивные дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, действующими в органичном единстве.

Образовательная функция интерактивной дидактической игры предполагает усвоение воспитанниками общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач.

Развивающая функция заключается в развитии мыслительных процессов, внимания, памяти.

Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, что является в дальнейшем важным компонентом при подготовке дошкольника к обучению в школе.

При создании игры обязательно должны учитываться психофизические особенности развития детей, санитарно-гигиенические требования к организации совместной деятельности с применением информационных технологий.

С помощью интерактивной игры возможно моделирование различных ситуаций из окружающей среды, составление наглядных загадок, знакомство детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и многое другое. Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса, они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Создание интерактивной дидактической игры –это еще и раскрытие творческого потенциала самого педагога, подбирающий материал для решения конкретных педагогических задач. Интерактивные игры дают возможность представлять детям реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Одним из самых популярных программных средств, для создания интерактивных дидактических игр является программа компании Microsoft – PowerPoint. Эта программа позволяет создавать как самые простые игры (например, «Собери фрукты или овощи», «Найди детеныша»), так и сложные многоступенчатые «Веб-квесты». Огромным плюсом программы является использование игры офлайн.

Такие образовательные платформы как LEARNIS так же позволяют создать образовательные квесты, дидактические игры, интерактивное видео. Wordwall.net – это многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Если требуется создать уникальную анимацию, презентацию, открытку или слайд-шоу, лучшим вариантом в таком случае станет онлайн-сервис Renderforest, в котором можно создавать подобные проекты по готовым шаблонам.

 

 

Так же программа NARAKEET, которая автоматически создает видеоклипы из слайдов презентации в формате Mp4 с возможностью скачивания на компьютер, а также создает реалистичное повествование текста, указанного в заметках к слайдам.

Игры находят живой отклик у детей и вдохновляют педагогов дальнейшее творчество в этом направлении. Создание интерактивных игр позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс.

Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования и освоение компьютерных технологий жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Таким образом, интерактивная игра – это процесс, который запускает мотивацию к познанию у детей, это игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность дидактического цикла процесса воспитания.

Результаты практического применения интерактивных дидактических игр не только обогащают предметно – развивающую среду детского сада, но и значительно повышают эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования – подготовка разносторонне развитой личности.

 

Литература:

  1. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер/
  2. Концепция-2020: развитие образования. М.: Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/archive/25192.
  3. Кащук Ю.О. Вопросы использования ИКТ в развитии и обучении детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6214.
  4. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997 г. URL: file:///C:/Users/RANBOYSE/Desktop/Part1_c.0-43.pdf.