Педагогический образовательный проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Азбука безопасности» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Титова Юлия Владимировна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Титова Ю.В. Педагогический образовательный проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Азбука безопасности» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1983413


  

Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом формирования личности безопасного типа, адаптивной личности. Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры - это необходимая и важная составляющая социализации ребенка.

Проблемой формирования собственной безопасности детей занимались многие педагоги. В том числе Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие. Подчеркивая важность формирования готовности к безопасной жизнедеятельности, основанной на присвоении ребенком культуры безопасности, они отмечали, что данная готовность является одним из основополагающих условий реализации личностного потенциала и социального предназначения человека. Очень важно, чтобы формирование безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений, а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного поведения и реакции в конкретной ситуации. Поэтому, это еще раз подтверждает актуальность данного направления и необходимость формирования у детей дошкольного возраста навыков, позволяющих сохранить свое здоровье, жить и развиваться в безопасном мире. В силу возраста ребенка и развития его познавательной сферы, происходит активное исследование и познание окружающей действительности, вследствие чего, возрастает риск травматизма ребенка. Следовательно, через приобретение опыта, активно познаются окружающие предметы, явления, объекты. В дошкольном детстве помимо приобретенных знаний, формируются практические умения, которые ребенок в дальнейшем использует их в своей жизни. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок не только приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который позволит ему ориентироваться в окружающей действительности, но и умел его активно использовать.

Я согласна с мнением многих педагогов, что необходимо растить детей, умеющими ориентироваться в окружающей жизни. На мой взгляд, безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение безопасно вести себя в различных ситуациях.

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Ответы на эти вопросы я попыталась раскрыть в проекте: «Азбука безопасности».

Тема проекта: «Азбука безопасности».

Актуальность проекта: Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.

Новизна проекта:

У детей недостаточно информации и опыта о потенциально опасных для человека ситуациях. У малышей не сформированы правила поведения в природе и окружающем мире. Взрослые мало рассказывают о разностороннем мире и его опасностях.

Цель проекта:

Формировать у младших дошкольников элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи проекта:

  1. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
  2. Дать элементарные знания поведения на улице, проезжей части, познакомить с ППД.
  3. Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
  4. Развивать умение передавать свои впечатления от увиденного в ИЗО-деятельности.
  5. Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
  6. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, умение действовать согласованно.

Участники проекта.

Дети, родители (законные представители), педагоги МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида».

Тип проекта: информационно-творческий, по времени – долгосрочный, с 01.09.2021г. по 31.05.2022г.

Место проведения:

МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида».

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать:

  • об опасностях окружающего мира (дети и дорога, огонь, один дома);
  • сигналы светофора, некоторые знаки дорожного движения.

Дети должны уметь:

  • объяснять и давать оценку о поведении в быту, правилах дорожного движения;
  • проявлять интерес к правилам безопасного поведения.

Дети должны иметь представление:

  • о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе;
  • об использовании своих знаний в экстренных случаях;
  • о спасательных службах (пожарная часть, скорая помощь, полиция).

Родители: будут вовлечены в воспитательно-образовательный процесс на основе педагогического сотрудничества и совместной деятельности.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы, картинки, художественная литература, обучающие плакаты

Работа над проектом включает ряд этапов:

1 этап – подготовительный с 01.09.2021г. – 30.09.2021г.

2 этап – основной с 01.10.2021г. по 22.04.2022г.

3 этап – заключительный с 25.04.2022 – 31.05.2022г.

Первый этап – подготовительный.

На первом этапе работы, мною была изучена научно-педагогическая литература по обучению детей безопасному поведению:

  • Изучен опыт работы педагогов по знакомству детей с правилами безопасности в сети Интернет (статьи, методические разработки);
  • Подобраны и созданы дидактические пособия, наглядно речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки, детская литература для чтения детям

Второй этап – основной.

На данном этапе были проведены следующие мероприятия:

  • Разработка перспективного планирования с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; «организующие моменты», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»);
  • Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по теме безопасности дошкольников;
  • Подготовка Консультаций для педагогов и родителей по безопасному поведению дошкольников;
  • Проведения различных бесед по знакомству с безопасным поведением, игр, чтение художественной литературы.

Третий этап - заключительный. Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, (отчёт презентация на педагогическом часе в ДОУ по данному вопросу). Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на сайте образовательного учреждения, на моем личном мини-сайте: МААМ. ru.

На данном этапе планируется провести следующие мероприятия:

  • Выставка рисунков «Азбука безопасности»
  • Итоговое мероприятие по безопасности для детей «Непослушка в гостях у ребят».

Программные задачи: формировать у младших дошкольников представления о правилах безопасного поведения в группе, на улице, дома, умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности; воспитывать чувство осторожности и дружеские взаимоотношения.

Содержание проектной деятельности

Работа по реализации данного проекта осуществляется по 5 тематическим блокам:

1. блок - «Дорожная безопасность»

2. блок - «Пожарная безопасность»

3. блок - «Безопасность в быту»

4. блок – «Безопасность в общении»

5. блок - «Природа и безопасность»

1. блок - «Дорожная безопасность»

  • знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей), стимулировать включение полученной информации в игровое взаимодействие;
  • познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов;
  • активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

2. блок - «Пожарная безопасность»

  • расширять знания детей о правилах поведения во время пожара;
  • прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • знакомство детей с профессией пожарного, воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
  • способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

3. блок - «Безопасность в быту»

  • обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в быту, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях;
  • расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;
  • дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.

4. блок – «Безопасность в общении»

  • в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности в общении;
  • обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;
  • формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения.

5. блок - «Природа и безопасность»

  • знакомить с правилами сбора растений и грибов, правилами безопасности у водоемов в зимний и летний периоды, правилами поведения, связанными с различными природными явлениями (ураган, гроза, таяние льда), контактами с дикими и домашними животными;
  • учить на элементарном уровне оценивать соответствие действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;
  • формировать умение анализировать обучающие ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;
  • развивать основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.

Итоги проекта:

Дети имеют первоначальные представления:

  • об опасностях окружающего мира (дети и дорога, огонь, один дома);
  • о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе;
  • сигналы светофора, некоторые знаки дорожного движения;
  • о спасательных службах (пожарная часть, скорая помощь, полиция).

Работа по реализации данных блоков планируется осуществлять в совместной деятельности детей, родителей и педагогов, а также в индивидуальной работе.

 

План реализации образовательного проекта для детей 2-й младшей группы

 

Сроки реализации

Тема

Сентябрь

Разработка проекта, подбор методической литературы, детской художественной литературы, дидактических картинок, дидактических игр

Октябрь

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ

Беседа о безопасности: - «Дорога до детского сада»,

Беседа «Как переходить проезжую часть»,

Цель : развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве

Беседа «Светофор» (значение сигналов)

Цель : Познакомить детей со значением сигналов. Учить

понимать значение красного, желтого и зеленого

сигналов.

ООД Аппликация «Наш друг светофор»

Цель: Формировать навыки безопасного поведения на дорогах, закрепить знания о светофоре, учить передавать образ светофора путем наклеивания кругов на полоску картона черного цвета

Д/и «Разрезной светофор»

Цель: Учить собирать светофор из трех частей, располагая

в определенном порядке

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности»

Рассматривание плаката: «Азбука безопасности на дороге»

Рассматривание плаката: «Дорожные знаки»

Работа с родителями:

Оформление папок-передвижек:

«Воспитание безопасного поведения детей на дороге»

Консультация для родителей «Безопасность детей при перевозке в машине

Ноябрь

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Беседа на тему: «Профессия пожарный», «Пожарная служба»

Цель: познакомить детей с профессией Пожарный, Пожарная служба.

Чтение сказки С.Я Маршак «Кошкин дом»

К.И. Чуковский «Путаница»;

Цель : на примере сказки показать детям о том, к чему может привести привезти огонь. Формировать представления об опасности неосторожного обращения с огнем через чтение литературных произведений и малых фольклорных форм

Беседа «Огонь добрый и злой»

Цель: Дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей

Папка-передвижка «Учим ребенка правилам безопасности».

Декабрь

НЕ ИГРАЙ С ОГНЕМ

Беседа: «О правилах пожарной безопасности»

Цель: Формировать умение связно отвечать на вопросы; правильно использовать в речи названия предметов; познакомить с правилами пожарной безопасности

Беседа: «Спички детям не игрушка!»

Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

ООД Аппликация «Лестница для пожарных»

Цель: Формировать представления о пожарной безопасности, расширять и активизировать словарный запас детей; развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова; развивать потребность в двигательной активности, мелкую моторику пальцев рук

Консультация для родителей «Новый год , праздник безопасный для детей» «Правила безопасности во время новогодних праздников»

Январь

БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ

Беседа «Чистота – залог здоровья».

Цель : формирование культурно-гигиенических навыков у детей . Объяснить почему так важно мыть руки.

Чтение художественной литературы о чистоте.

К.И Чуковский «Мойдодыр», А Барто «Девочка чумазая». Цель: способствовать формированию правил личной гигиены детей

Прослушивание аудио сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: Закрепить правила безопасного поведения во время приёма пищи.

Беседа «Дорога зимой»

Цель: Формировать у детей элементарное представление о зимней скользкой дороге (можно поскользнуться и упасть перед машиной; машина не может сразу остановиться и т.д.)

Консультация для родителей: «Безопасность детей зимой», «Безопасность ребенка на улице»

Февраль

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА

Беседа «Когда мамы нет дома»

Цель : Формировать у детей знания о правилах поведения дома, когда остаются одни.

Игра – ситуация «С чем можно играть, а с чем нельзя»

Беседа: «Таблетки на столе»

Цель: Расширить знание детей о том, что лекарства и витамины можно принимать только с разрешения взрослого.

Чтение русской народной сказки «Кот, Лиса и Петух»

Цель : на примере сказки показать детям о том, к чему может привести непослушание. Формировать у детей представления как опасно отрывать дверь в отсутствии дома взрослых

Рассматривание дидактических картинок (плакат) «Ребенок дома»

Чтение стихов о безопасности дома. Марина Минакова «Привила безопасности для малышей» («Один дома» стр.12-24)

Консультация для родителей «На личном примере»

Март

ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Беседа «Горячие предметы на кухне»

Цель: закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль.

Беседа «Опасные предметы»

Цель: Расширить знания детей о том, что есть предметы,

которыми запрещается пользоваться, что они

опасны (иголки, ножи, спички, электроприборы).

Чтение Марина Минакова «Привила безопасности для малышей» («Один дома» стр.12-24)

Беседа - «Открытое окно, балкон как источник опасности»

Цель : дать понятие , что москитные сетки и открытое окно опасны

Рассматривание д/к по безопасности дома , опасные предметы

Апрель

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Беседа «Незнакомые люди»

Цель: Обучать детей правилам личной безопасности при

встрече с незнакомыми людьми, формировать

чувство опасности. Дать знания о том, что опасно

подходить и брать у чужих людей что-либо,

садиться в чужую машину.

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Цель : Напомнить сказку, развивать активный словарь, формировать простейшие представления о правилах безопасного поведения. Формировать у детей представления как опасно отрывать дверь в отсутствии дома взрослых

Беседа «Если ты потерялся»

Цель: Учить детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые. Если ты потерялся, не пугайся и не плачь!

Беседа «Если ты дома один»

Цель: Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.

Консультация для родителей (Памятка) «Ребенок один в квартире»; «Общение с посторонними» «Безопасность ребенка дома»

Май

ПРИРОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Беседа «Мой домашний любимец» (собака, кошка)

Цель: Формировать у детей правила поведения с

домашним любимцем (не дразнить, не целовать, не

тянуть за хвост).

Беседа «Контакты с животными»

Цель: Объяснить, что иногда животные могут быть

опасны; нельзя подходить к чужим собакам и

кошкам.

 

Беседа «Опасные насекомые»

Цель: Формировать представление детей об опасных

насекомых, которые могут укусить (пчела, комар,

оса)

Беседа «Осторожно, ядовито!»

Цель: Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Беседа «Жаркое солнышко»

Цель : Формировать представление детей о правилах

поведения в жаркие летние дни

Д/и: «Оденем куклу на прогулку»

Цель : Учить детей одевать куклу по сезону и не забывать

про головной убор.

Консультация для родителей «Безопасность детей в природе»

Консультация «Летний отдых детей»

Консультация для родителей «Безопасность детей на воде»

 

Литература:

  1. Дергунская В.А., Гусакова Т.Г. Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 144 с.
  2. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей.
  3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь – друг, огонь - враг. Детская опасность учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М.: Сфера, 2015. 130с.
  4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. М.: Сфера, 2015. 130 с.
  5. Манакова М.В. Правила безопасности для малышей. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2016. 64 с. (Стихи и сказки малышам).
  6. Хабибуддина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 64 с.
  7. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. М.: Сфера,2016. 128 с. (Сказки- подсказки).
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. Методическое пособие. М.: Сфера, 2016. 128 с.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения. Методическое пособие. М.: Сфера, 2016 128 с.
  10. Иллюстрации, плакаты по теме.