Коррекционно-развивающее занятие «Приключение Колобка»

Воронина-Горбачёва Надежда Александровна
Гутенева Наталья Владимировна

Педагог - психолог, МБДОУ д/с № 81, г. Белгород
Учитель - дефектолог, МБДОУ д/с № 81, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Воронина-Горбачёва Н.А., Гутенева Н.В. Коррекционно-развивающее занятие «Приключение Колобка» // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1983252


  

Цели и задачи:

  • сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
  • снятие страхов перед сказочными героями;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие внимания, речи, воображения.

 

Материалы:

  • игрушки: колобок, дед, бабка, заяц, волк, медведь, лиса.
  • матерчатый мешок;
  • фрукт и овощ (съедобные);
  • пластилин жёлтый для каждого ребёнка;
  • мисочки разные по цвету на каждого ребёнка;
  • деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик;
  • гимнастические дорожки;
  • обруч;
  • скамейка;
  • тоннель.

Ход занятия

Психолог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем вспоминать сказку «Колобок». Но делать всё это мы будем по - особенному.

Психолог рассказывает и инсцинирует (с помощью игрушек) сказку «Приключение Колобка». Дети повторяют показанные психологом движения.

Психолог: - Жили – были старик со старухой. Вот просит старик: «Слепи, старая, колобок».

- Старуха намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе), наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки), посолила (собирают пальцы в щёпоть, «солят» правой, левой, обеими руками), помешала тесто (круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками), слепила колобок (имитируют лепку колобка), покатала (выполняют круговые движения одной ладонью над другой по часовой стрелке, против часовой стрелки, меняют руки и повторяют движения), маслом помазала (гладят одной ладонью другую), в печку жаркую поставила (дышат на ладони тёплым воздухом) и положила остудить на окошко (дуют на ладони).

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку (дети без обуви проходят по гимнастической дорожке на ковёр).

- Катится колобок к лесу через поле (дети ложатся на ковёр и катятся, «как брёвнышки» с вытянутыми прямыми руками вдоль туловища, по 2-3 оборота вперёд и назад).

-Прикатился к лесу, а там его уже заяц поджидает.

Заяц: - Колобок, колобок, отгадай мою загадку, а не то я тебя съем.

Колобок: - Загадывай, а детишки мне помогут! (Колобок просит детей помочь с ответами)

Заяц:

Сидит красная девица

в тёмной темнице,

коса на улице (морковь)

 

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

 

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (груша) [3, 5].

 

Заяц: - Молодцы ребята, помогли колобку отгадать загадки! Вы отгадали только что фрукты и овощи. Они очень вкусные и полезные. Я их люблю кушать свежими, а вы? (Дети отвечают)

- Ну, раз уж и вы любите фрукты и овощи, то я вас буду угощать, но не обычным способом - закрытыми глазами. А вы, попробовав угощение, угадаете, что это за фрукт или овощ. Дети выполняют задание и отвечают на вопросы: кислый или сладкий? Мягкий или твёрдый? Сочный или нет? Какого он цвета, формы? Какой он на ощупь? Есть ли у него запах?

Психолог: - Поблагодарил колобок зайца за угощение, попрощался с ним и покатился дальше по лесной тропинке (дети идут без обуви по гимнастической дорожке), перебрался по кочкам через болото (прыгают на двух ногах с продвижением вперёд), не заметил ямку и упал в неё (поочерёдно прыгают в обруч, лежащий на полу, и приседают на корточки), вылез из ямки, а тут уж его волк поджидает.

Волк: - Колобок, колобок, никто со мной не дружит и играть не хочет, зайцы разбегаются, птицы разлетаются. Скучно мне одному в лесу, грустно!

Колобок: - Не грусти, волк, давай с тобой в игру поиграем.

Игра «Что изменилось и кого не стало?»

1 вариант: Психолог ставит перед детьми пять - семь игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться (закрыть глаза) и меняет местами несколько игрушек. Повернувшись (открыв глаза), дети должны сказать, что изменилось.

2 вариант: Психолог ставит перед детьми пять - семь игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться (закрыть глаза) и убирает несколько игрушек. Повернувшись (открыв глаза), дети должны сказать, какихх игрушек не стало.

- Понравилась игра волку, поблагодарил он колобка за интересную игру. Простился колобок с волком и покатился дальше по лесной тропинке (дети проходят без обуви по гимнастической дорожке), пролез сквозь заячью нору (дети проползают через туннель), перебрался по мостику через реку (дети проползают лёжа по гимнастической скамейке), а на другом берегу реки его медведь поджидал.

Медведь: - Колобок, колобок, проголодался я, мёда нигде в лесу не нашёл, вот я тебя и съем!

Колобок: - Не ешь меня, медведь, я тебе мёд помогу найти. (Психолог раздаёт детям листы с лабиринтом и ручки. Предлагает детям пройти лабиринт от медведя до бочонка с мёдом). Медведь благодарит детей и отпускает колобка.

Психолог: - Катится колобок, катится, вдруг видит – перед ним река, а мостика нигде нет. Придётся переплывать реку. (Дети ползут по ковру. Взрослый координирует движения детей, следит, чтобы одновременно сгибались и отталкивались сначала правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога). Как только переплыл колобок речку, сразу с лисой встретился.

Лиса: Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: - Не ешь меня, лиса, я тебя в интересную игру играть научу.

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми. Игра проводится сидя.

 

Летит, летит по небу шар.

По небу шар летит.

Но знаю я, что этот шар

Никак не долетит!

 

Летит, летит - показываются взмахи руками, изображается полет;

По небу - указательный палец правой руки поднимают вверх;

Шар - руками обводится круг перед собой;

Но знаю – указательный палец руки прислоняется к височной области головы;

Я – руку ладонью прижимают к груди;

Никак не - руки перекрещиваются и одновременно мотаем головой.

Психолог: - Понравилась лисе игра, не удержалась она и принялась нахваливать колобка. Нахвалила и отпустила.

Лиса прощается с детьми.

Психолог: - Весёлая прогулка получилась у колобка. Но пора ему к дедушке с бабушкой возвращаться. Давайте скажем колобку «Спасибо! Приходи к нам ещё!»

Психолог с детьми вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

 

Литература:

  1. Загадки для детей 5 лет. Про всё на свете / Н.В. Иванова. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. 202 с.
  2. Занятия по развитию речи в ДОУ/ Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 271 с.
  3. Краснок коромысло через реку повисло / сост. А.Н. Санжаровский; под ред. Г.М. Науменко. Русские народные загадки. Ижевск: Удмуртия, 1983.
  4. Науменком Г.М. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово. М.: Детская литература, 1979.
  5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2003.
  6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1990. 335 с.