Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной группе «Иень шкатне» (Времена года)

Надькина Елена Егоровна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 79", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Надькина Е.Е. Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной группе «Иень шкатне» (Времена года) // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1983247


  

Цель: Учить детей навыкам разговорной речи на эрзянском языке.

Задачи:

Обучающие

  • активизировать в речи детей слова на тему «Времена года» на эрзянском языке;
  • углубить знания детей о временах года;
  • формировать умения в форме игры запоминать слова на эрзянском языке.

Развивающие

  • развивать диалогическую форму речи, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление;
  • побуждать детей рассказывать стихи на эрзянском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на нём;
  • развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методические приёмы: приветствие, беседа, загадывание загадки, чтение стихотворения о весне, физкультминутка, игра «Поймай мяч», подвижная игра «В зайчиков», итог занятия.

Материалы и оборудование: цветок с лепестками разного цвета, предметные картинки на тему "Времена года", мяч.

Предварительная работа: беседы на тему: «Времена года», рассматривание картинок, разучивание стихов о весне, лете, осени, зиме; разучивание мордовской подвижной игры « В зайчиков», слушание народной мордовской музыки.

 

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Шумбратадо, эйкакшт! Шумбратадо, инжеть!

Дети: Шумбратадо, Елена Егоровна!

Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о чём мы сегодня с вами будем говорить.  

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

Дети: Времена года!

Воспитатель: Правильно, времена года. А по-эрзянски времена года –«иень шкат»

Сегодня мы поговорим о временах года. У меня в руках «волшебный цветок».

Дети, а какого цвета лепестки?

Дети: Зеленого, красного, желтого, белого.

Воспитатель: А как будут эти цвета на эрзянском языке?

Дети: Пиже, якстере, ожо, ашо.

Воспитатель: Правильно, а какому времени года соответствует зеленый цвет?

Дети: Зеленый цвет соответствует весне.

Воспитатель: Верно, а как будет весна по- эрзянски?

Дети: Тундо.

Воспитатель: Молодцы! Весной деревья просыпаются, у них появляются почки, а потом листья. А как сказать дерево по-эрзянски?

Дети: Дерево- чувто.

(Ребенок размещает на доске изображение дерева)

Воспитатель: А если много деревьев?

Дети: Чувтт.

Воспитатель: Весной на деревьях птицы вьют гнезда. Как сказать по- эрзянски птица?

Дети: Птица - нармунь.

(Ребенок размещает изображение птицы на дерево).

Воспитатель: Но, у нас много птиц.

Дети: Птицы - нармунть.

Воспитатель: Послушайте, стихотворение про весну на эрзянском языке.

Ребёнок.

Ашо ловнесь солы,

Чудикерькст чудить.

Чинть ало нармунтне

Гайтевстэ морыть.

7. Игра «Ласковые слова».

Весной всем хочется говорить ласковые слова. Давайте и мы их назовём.

Я скажу солнце, а вы скажите ласково – солнышко.

Ветка – веточка Трава - травушка

Дерево – деревце Туча – тучка

Лист – листочек Облако – облачко

Ручей – ручеек Луг – лужок

Воспитатель: А за весной приходит?

Дети: Лето-кизэ.

Воспитатель: К какому цвету лепестка соответствует лето?

Дети: К лету подходит желтый цвет.

Воспитатель: Верно! Летом на улице жарко. Солнышко светит ярко. Все спешат на улицу гулять, играть. Ребята, давайте и мы с вами поиграем!?

Физкультминутка.

«Вправо, влево повернись

И в зайчиков превратись».

Подвижная игра «В зайчиков» («Нумолнесэ»)

Воспитатель: К какому времени года соответствует красный цвет?

Дети: К осени-сёксь.

Воспитатель: Правильно. Осенью в саду и огороде созревает урожай. Сейчас мы поиграем в игру «Поймай мяч» и вспомним названия овощей и фруктов на эрзянском языке.

Д/и «Поймай мяч».

(Дети стоят в кругу. Воспитатель называет слово на русском языке, бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на эрзянском языке, потом обратно бросает мяч воспитателю.

Воспитатель: Яблоко.

Дети: Умарь и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А какому времени года соответствует белый цвет?

Дети: Я думаю, что белый цвет соответствует зиме.

Воспитатель: Зима – по - эрзянски ?

Дети: Теле.

Воспитатель: По каким признакам мы определяем, что пришла зима?

Дети: Земля покрыта снегом, деревья стоят голые, небо пасмурное, солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы. Итак, о чём же мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о временах года.

Воспитатель: Давайте вспомним их по -эрзянски.

Дети: Весна - тундо, лето - кизэ, осень -сёксь, зима -теле.

Воспитатель: Абсолютно правильно! Сегодня на занятии мы говорили о временах года. Их всего четыре. Они идут друг за другом, никогда не нарушая заведённый порядок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями на мордовском языке.

-Вастомазонок!

 

Литература:

  1. Валдоня: Программа и методические рекомендации (для дошкольных образовательных учреждений). Саранск. 2001. 108 с.
  2. Голенков Н.Б. Уроки мокшанского, эрзянского. Саранск.: Писатель», 2006. 80 с.
  3. Исайкина А.И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ. Программа и методические рекомендации. Саранск. 2007. 63 с.
  4. Хрестоматия к программе «Валдоня»: пособие для дошк. образ. учреждений РМ / Авт - сост. Е.Н.Киркина. Саранск: Мордовское книжное издательство. 2004. 352 с.