Будущее в наших детях

Дорошенко Ольга Михайловна

Воспитатель, МБДОУ «Колокольчик», г. Ноябрьск, Тюменская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дорошенко О.М. Будущее в наших детях // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1983212


  

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как первой важной ступенью, закладывающей основой для профессионального самоопределения в будущем, что не только расширяет общую осведомленность и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Понимание этого привело нас к необходимости создания в ДОУ окружающей обстановки - определенной наглядной основы (Prof-коворкинговые зоны), на которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. С этой целью разработали проект «Kids town» и стали победителем в конкурсе социальных грантов ООО «Газпром добыча Ноябрьск».

Целью проекта является многоступенчатое получение детьми дошкольного возраста (3 – 7 лет) начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в профессиях и сферах деятельности; апробация и внедрение в игровое чемпионатное движение Ямал – Skills 6+ детей дошкольного возраста, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта «Kids town», предусматривает системный подход по профориентации дошкольников. Изучение особенностей профессий происходит через прием «Погружение в профессию», посещение рабочих мест, узнавании профессиональной деятельности, встречами с профессионалами. Все это поможет детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой изучаемой профессии. Вполне логично, что в основе этой системы лежит игровая деятельность, как ведущая деятельность на этом возрастном этапе, поэтому в ДОУ были созданы условия для развития игровой деятельности в Prof-коворкинговых зонах «Больница», «Ферма», «Банк», «Космос», «МЧС», которые включают в себя использование комплекса игрового оборудования в пространстве детского сада для проведения подгрупповых сюжетных игр, познавательных мероприятий для детей общеразвивающих групп ДОУ, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно возрастным особенностям детей в обозначенных зонах, где ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать и добиваться поставленной цели в своей самодеятельности. Педагогами ДОУ разработаны: электронный кейс интерактивных дидактических игр, учебные презентаций, видеоматериалы, содержание которых ориентированно на формирование представлений о трудовой деятельности человека.

Зоны оснащены специализированным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, представляют собой развивающую пространственную среду с учетом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета:

- Prof-коворкинговая зона «Служба МЧС» - представляет собой ознакомление воспитанников с работой служб «Пожарная охрана», «Спасательная служба», «Полицейская служба», «Скорая помощь»;

 

- Prof-коворкинговая зона «Ферма» - включает в себя центры, где составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огороде, уход за домашними животными, знакомит с такими профессиями как: агроном, садовод, овощевод, фермер, зоотехник, птичник;

- Prof-коворкинговая зона «Больница» - знакомит детей с основными профессиями медицинских работников: медицинский регистратор, врач кардиолог, врач офтальмолог, медицинская сестра;

- Prof-коворкинговая зона «Банк» - формирует первичных представлений о профессии банковского работника - кассира, знакомит детей с финансовыми терминами «банк», «деньги», «банковская карта»;

 

- Prof-коворкинговая зона «Космос» - дает представление о космосе, космическом пространстве, о Солнце, планетах Солнечной системы, спутнике Земли — Луне.

Для социализации детей дошкольного возраста, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, через совместную деятельность и окружающим миром в процессе целенаправленного приобщения детей к ранней профориентации, привлечены социальные партнеры МБОУСОШ № 8, Интеллект – центром, ГБПОУ ЯНАО Ноябрьским колледжем профессиональных и информационных технологий, Центром духовно – нравственного воспитания, ПАО СБЕР банк, с ними заключены договора сотрудничества. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для познания данных профессий, обогащения личности ребенка, строящиеся на идее социального партнерства.

Разработана системы активного взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами города. Во время совместных мероприятии: игра-путешествие «Играя в профессии − я выбираю свое будущее», досуговая познавательная программа «В гостях у фермера», фестиваль медицинских профессий «Доктора бывают разные…», экскурсия в банк «Мой жизненный план и возможности» у детей формируется не только система знаний, но и приобщаются к труду взрослых, получают возможность расширить и уточнить знания о данной профессиях.

Целенаправленно проводимая работ в условиях дошкольной организации, способствует формированию у детей трудового, познавательного, духовно-нравственного воспитания, способствует ранней профессиональной ориентации.