Предупреждение и преодоление ошибок чтения и письма

Ванина Галина Владимировна
Ермакова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 1, г. Чебоксары, Чувашская республика
Учитель-логопед, МАОУ СОШ № 1, г. Чебоксары, Чувашская республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ванина Г.В., Ермакова Т.Н. Предупреждение и преодоление ошибок чтения и письма // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1982833


  

Последние годы в России уделяют большое внимание проблеме дислексии. В начале октября уже 5 лет проводится неделя осведомлённости о дислексии, которая призвана привлечь внимание общества к проблеме специфических трудностей в овладении навыками чтения, письма и счета.

Данный материал адресован родителям и учителям, которые хотят быть уверенными в том, что их дети способны в полном объёме овладеть школьной программой.

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются сложности при овладении письменной речью.

Ребята испытывают затруднения при освоении программы по русскому языку, литературному чтению; при этом могут хорошо справляться с программой по математике.

В связи с этими проблемами ухудшается общая успеваемость, ребенок испытывает дискомфорт, не любит учиться, не хочет идти в школу.

Родители и учителя видят в работах детей разнообразные многочисленные ошибки.

 

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, слогов и слов, вставки букв, слогов и слов замены одних букв на другие, недописывание элементов, зеркальное написание букв, слитное написание слов с предлогами, строчная буква в начале предложения, отсутствие знаков препинания и другие?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, его нежелании учиться, отсутствии старания.

Причин может быть несколько. Одна из них возможно в том, что ваш ребенок имеет специфическое нарушение.

Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

При чтении ребенок также может допускать многочисленные разнообразные ошибки: пропуск и перестановка букв, слогов, слов; ошибки в окончаниях слов; неумение удерживать читаемую строку глазами. Отсутствие понимания прочитанного.

В этом случае речь может идти о дислексии.

Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении.

Дисграфию и дислексию можно диагностировать только тогда, когда сформированы навыки чтения и письма. Это происходит примерно к концу второго класса и позднее.

В первом классе у ребенка могут возникать ошибки в чтении и письме, но это нельзя однозначно диагностировать как стойкое нарушение, потому что идет процесс формирования навыков чтения и письма.

Чтобы их трактовать как дислексию или дисграфию, ошибок должно быть много: они должны быть постоянными, частыми и не корректирующимися самостоятельно.

Причины возникновения дислексии дисграфии можно разделить на две большие группы:

  1. Органические: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания.
  2. Социальные: неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

По ряду признаков можно предположить о возможном возникновении трудностей при обучении чтению и письму

  1. Ребенок поздно начал ползать, не ползал и сразу пошел.
  2. Речевое развитие отставало от нормы.
  3. Испытывает проблемы с развитием мелкой моторики.
  4. Ребенок – левша.
  5. Ребенок – переученный левша.
  6. Если ребенок посещал логопедическую группу.
  7. Имеются поведенческие особенности, такие, как: резкие перепады настроения; сложности с контролем и выражением эмоций; быстрая утомляемость.
  8. Сложности с вниманием и памятью.
  9. Нарушено фонематическое восприятие.

Если вы замечаете наличие у вашего ребёнка 3 и более признаков, или ваш ученик допускает многочисленные разнообразные ошибки при чтении и письме, вам необходимо обратиться к специалистам. Ведь только он может определить наличие дисграфии, дислексии. И построить индивидуальный коррекционный маршрут.

Как правило, логопед, учитывая формы, механизмы нарушения, включает в работу коррекцию звукопроизношения, фонематического восприятия, обогащение и активизацию словаря, развитие связной речи.

Если причины нарушений органические, логопед порекомендует обратиться к врачам, которые назначат необходимую и дополняющую педагогическую работу терапию. Такую как массаж, физиопроцедуры, ЛФК…

Если вы решили довериться специалистам, это замечательно. Такое решение потребует от вас временных, финансовых ресурсов.

В то же время определенную работу можно проводить дома самостоятельно, после консультации, учитывая рекомендации логопеда.

Важные условия при организации самостоятельных занятий.

  1. Помните, что занятия эффективны, только если ребенок понимает их необходимость, проявляет заинтересованность.
  2. Заранее обговорите с ребенком график занятий. Рекомендуется проводить занятия 2-3 раза в неделю или ежедневно, в зависимости от глубины нарушений.
  3. При проведении занятий важны постоянство и системность.
  4. Помните, не надо гнаться за количеством упражнений и скоростью их выполнения. Главное, добиться правильного выполнения.
  5. Переходите к следующему виду упражнений только после многократного безошибочного выполнения предыдущего.
  6. Приучайте ребёнка проговаривать все, что он пишет.
  7. Наберитесь терпения, не ругайте ребенка.
  8. Сохраняйте сами и поддерживайте у ребенка положительный настрой.

Виды упражнений и заданий для самостоятельной работы

  1. Буквенный диктант

Записывать из диктуемых слов только гласные. Начинать следует с простых слов, постепенно усложняя слова, добавляя слова с йотированными гласными.

Диктовать слова нужно орфографически (т.е так, как слово пишется)

Сова, уха, лиса, аист, зима, рука, ухо, груша….

Матрас, машина, дорога, перина…

Листья, яблоко, заяц…

  1. Из цепочки букв найди слова.

Солнцемпиловатшколааоеьювдлпрарыбавукиакнигаыарвжштигр

  1. Работа со слогом

Напишите на карточке слово сложной слоговой структуры (аквариум, аквалангист и др.) или слово, в которых ребенок часто допускает ошибки.

Попросите ребенка прочитать это слово, разделить на слоги (устно), а потом разрезать слово на части по слогам. А теперь пусть попробует собрать слово из частей. Прочитает его орфографически и запишет по памяти.

Если ребенок будет хорошо справляться с выполнением задания, усложните работу. Для этого возьмите сразу три слова, перемешайте части (слоги) слов и предложите собрать слова.

  1. Разделить текст на предложения

Наступила осень часто идут дожди солнце выглядывает из-за туч все реже природа готовится к зиме птицы улетают в теплые страны деревья сбрасывают листья

  1. Списывать тексты

Заведите для занятий отдельную тетрадь, чтобы видеть изменения в работах ребенка.

Начинайте с небольших, простых текстов.

Приучайте ребёнка проговаривать все слова, которые он пишет.

Учите ребёнка самостоятельно проверять списанный текст. Если ребёнок не может увидеть ошибок в работе – указывайте ему строку, в которой допущены ошибки.

  1. Зрительный диктант (по Федоренко)

Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений.

  • Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память развивается гораздо хуже.
  • Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное формирование навыка чтения и письма.
  • Вся методика направлена на увеличение объема оперативной памяти.
  • В школе данная методика не может использоваться, т.к. время и качество запоминания у всех детей разное. И тренировки следует проводить ежедневно.
  1. Чтение слов с одинаковой концовкой

баранов, голов, носков, улов, дров, зов, отцов(пиджак), подков, зверолов, засов…

быстрей, ключей, чей, воробей, лебедей, клей, теплей, вещей, грамотей, шалфей…

колючий, медвежий, отчий, колдуний, гений, рыбий, кремний, подземелий,

летний…

палка, галка, мялка, прялка, свалка.

  1. Чтение слов с увеличением количества букв

Дом

Дома

Домик

Домишко

Домовой

Надомный

Домовёнок

 

Заяц

Зайчик

Заячий

Заинька

Зайчонок

 

  1. Работа со слоговыми таблицами.

1)    Найди слог (по предъявляемому устно)

во

фо

иф

уф

фи

ву

оф

ви

фу

 

2)    Найди слово (по предъявляемому устно)

коза

сила

пила

сено

лоси

кора

коса

носи

пора

 

 

 

 

3)    Найди слово в таблице как можно быстрее (предъявляется устно)

город

деньки

план

огород

лень

парк

ваза

стул

сквер

 

Чтение слоговых таблиц.

Начинаем с простых открытых слогов, переходим на обратные, затем слоги из 3 букв, слоги со стечением.

Читать слоги можно по горизонтали, по вертикали.

Добивайтесь четкого произношения звуков.

Напоминаем, что переходить к следующему виду заданий следует только после многократного безошибочного выполнения предыдущего.

 

на

па

ра

но

по

ро

ну

пу

ру

ны

пы

ры

нэ

пэ

рэ

ни

пи

ри

не

пе

ре

нё

пё

рё

 

сы

мо

ну

лы

сэ

жу

но

за

лы

ша

щи

ву

сэ

фы

ры

шу

ха

со

мы

лу

на

жо

сы

ма

ло

зу

шу

ру

хо

ща

 

аб

об

уб

ыб

эб

иб

ав

ов

ув

ыв

эв

ив

ад

од

уд

ыд

эд

ид

аг

ог

уг

ыгг

эг

иг

аз

оз

уз

ыз

 

из

 

бла

бло

блу

блы

бли

вла

вло

влу

влы

вли

гла

гло

глу

глы

Гли

для

дло

длу

длы

дли

зла

зло

злу

злы

зли

 

упр

онт

ялд

обр

юрк

умн

изн

утк

ятк

исп

ора

неб

ябл

ост

сте

бро

сан

лин

сив

ино

кет

ада

тка

гай

сен

гру

вел

тум

чки

нце

 

При самостоятельных занятиях:

  1. Нельзя читать на скорость.
  2. Не следует писать диктанты, пока не отработан навык многократного безошибочного списывания текстов.
  3. Нельзя использовать тексты, в которых специально допущены ошибки.

Кроме предложенных упражнений можно использовать уже готовые пособия по коррекции устной и письменной речи, развитию навыков чтения.

З.И. Лалаева Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников

Садовникова

И.Л. Калинина «Учим детей читать и писать»

Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»

О.Н. Яворская «Занимательные задания логопеда»

Не оставляйте данные трудности без внимания. Работа над рассмотренными в статье типами ошибок должна вестись целенаправленно, комплексно, систематически.

Подобные ошибки самостоятельно не пройдут. Ситуация может только усугубиться.