Носочная игрушка – один из нетрадиционных методов развития речи дошкольников

Калашникова Мария Валерьяновна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 37 "Росинка", г. Воркута, Республика Коми

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калашникова М.В. Носочная игрушка – один из нетрадиционных методов развития речи дошкольников // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1982414


  

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речевых навыков детей.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Оно самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

В последние годы мы все наблюдаем значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Увеличивается количество детей с нарушениями в правильном произношении звуков, многие не могут высказать свои мысли, у них плохо развита связная речь. Из жизни современных детей постепенно уходит живое общение.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре педагогического процесса.

Как и во всех детских садах, во всех группах, в нашей так же для этого имеется большое разнообразие игр и пособий, направленных на развитие:

  1. Мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв, тактильные дорожки).
  2. Игры по развитию связной речи (схемы для пересказа и описания, различные виды театра)
  3. Пособия для развития дыхания (султанчики, снежинки и т.д.).
  4. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).
  5. Лепбуки .
  6. Картотеки речевых игр:
  • на развитие слухового внимания
  • на развитие речевого слуха
  • на развитие фонематического слуха
  • на развитие физиологического дыхания
  • на развитие речевого дыхания
  • на развитие голоса.
  1. Ритмические схемы.

Игрушки.

Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой.

Народная мудрость гласит: «Кто в детстве в куклы не играл – тот счастья не видал».

Исследования ученых показали, что знания, умения и навыки усваиваются детьми наиболее эффективно через игру с куклами.

Желая разнообразить приемы работы и удерживать внимание в процессе образовательной деятельности в своей работе, я нашла для себя такую куклу, куклу из носка.

Я использую в работе куклы - носочки во всех видах деятельности и в групповых, и в индивидуальных занятиях, и как организационный момент или как персонаж. С их помощью мы с детьми обсуждаем темы и предметы, которыми ребенок интересуется, добиваясь того, чтобы ребенок внятно произнес слова, одновременно решая следующие направления работы:

  • формирование правильного произношения;
  • выработка артикуляционных навыков;
  • постановка и автоматизация звуков;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.

Возможность управлять куклой позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может.

Куклы - носочки помогают вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у детей, часто выступают для детей в роли собеседника, помогают свободно вступать в разговор, побуждают к активным речевым действиям, предоставляя возможность чувствовать себя раскованным.

Могут быть использованы во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятые с руки, они повисают, и детям становится понятным выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут как тряпочные». Кукла моим голосом может сказать шутливое замечание, и это шутливое замечание действует лучше, чем призыв к тишине или нравоучение.

Если ребенок правильно выполняет, какое-либо задание, то кукла весело подпрыгивает, погладит по головке, обнимет. Или можно показать, как кукла огорчается, если они не слушают задание.

Куклы - носочки активно используются в образовательной деятельности. На первых занятиях знакомятся и отправляются в путешествие в мир знаний. Куклы могут попросить помощи в выполнении чего-либо. На математике осваивают вместе с детьми навыки счета. Иногда могут ошибаться, и тогда задача детей - поправлять куклу.

Они могут внести в наш день, какую-либо задачу, которую мы можем все вместе попробовать решить, могут знакомить с правилами поведения, учат, как надо обращаться с книгой. Могут служить наглядным пособием, их рассматривают, описывают их внешний вид, определяют характер.

Ребенок может сам одеть куклу на руку, то есть выступать от ее имени.

Игры с куклами, могут помочь преодолеть многие проблемы в установлении контакта с детьми, работе со страхами, гневом.

В развитии речи данное пособие помогает решать следующие задачи:

  • формировать правильное произношение;
  • формировать артикуляционные навыки;
  • формировать фонематический слух и восприятие;
  • формировать слоговую структуру слова;
  • развивать навыки связной речи;
  • развивать психические процессы.
  • побуждать ребенка к активным осознанным действиям;
  • совершенствовать навыки совместной работы;
  • развивать диалогическую и монологическую формы речи;
  • закреплять полученные речевые умения и навыки.

Как можно использовать куклы - носочки:

1) ребенок разыгрывает знакомую сказку или ситуацию;

2) несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сценку;

3) дети инсценируют по мотивам увиденной или прочитанной сказки, изменяя персонажей, время, конец действия;

4) ребенок (или дети) разыгрывает и моделирует сказку по выбору предложенных или выбранных игрушек.

5) дети самостоятельно сочиняют сказку и разыгрывают ее. При этом дети самостоятельно демонстрируют сказку, придумывают ее сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов. Драматизация активизирует движение органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, психические процессы (воображение, внимание, восприятие). У детей формируется интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь. Использование данного пособия позволяет педагогу устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений. Играя с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи, кукла отвлекает ребенка от речевых трудностей. Замечания, сделанные не ребенку, а его кукле, позволяет незаметно исправить речевые ошибки. Например, обращаясь к кукле: «Гоша- Дракоша, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Дима, научи его говорить четко и правильно проговаривать звуки – [Ш], [Ж]. И ребенок невольно следит за своей речью. С помощью куклы педагог может выразить свои требования к речи детей на занятии. Игры с такими друзьями помощниками, помогает объединить интересы ребенка и задачи воспитателя. Игра с куклами – это мир реальности, в котором живет ребенок.